Тревожный звонок. "Киевстар" первым повышает тарифы

Лидер рынка мобильной связи поднимает цены. Вслед за ним тарифы могут пересмотреть и другие операторы

"Как только будет техническая возможность перейти со своим номером к другому оператору, я стану первым, кто покинет "Киевстар"… Моему номеру больше 10 лет, только поэтому еще не отказался", — пишет пользователь форума finance.ua под ником ТупУм. Сегодня его чувства могли бы разделить сотни тысяч украинцев.

"Киевстар" поднимает тарифы. С 1 февраля на 15–30% вырастет абонплата в 16 тарифных планах для контрактников. А с 5 февраля — в 29 тарифных предложениях для prepaid-абонентов, тех, кто вносит предоплату за услуги оператора на личный счет.

Рост цен на мобильную связь почувствуют обладатели самых популярных пакетов: "Единая страна", "25 миллионов", "Djuice Безлим". Для предложений, не подразумевающих ежедневной абонплаты ("Единая цена" и "С нами лучше"), на 15–25% повысится стоимость внутрисетевых и межсетевых звонков. Также вводится ограничение минимального объема средств на счету — после пользования любой услугой должно оставаться 0,01 грн. Пополнение после отключения из-за недостатка средств возможно лишь на сумму не менее 40 грн.

Зачем платить меньше
Сегодняшнее повышение цен выглядит, на первый взгляд, странно, ведь не прошло и месяца после окончания разбирательств с Антимонопольным комитетом, требовавшим снижения тарифов. Когда весной 2012 года стоимость звонков и SMS-сообщений в различных тарифных планах "Киевстар" и МТС увеличилась на 20–50%, АМКУ направил операторам официальные письма с рекомендациями снизить стоимость. Через пару недель операторы согласились, о чем письменно и уведомили регулятора. Однако стоимость связи так и не была снижена. Поэтому в сентябре АМКУ возбудил дело в отношении ЧАО "Киевстар" и ЧАО "МТС-Украина".

К концу декабря стороны договорились о снижении отдельных тарифов на 10–25%, что, по данным АМКУ, позволило бы сэкономить абонентам 1 млрд грн. за год.

"Доходность компании должна соответствовать платежеспособности населения. Максимизация прибыли за счет доходов граждан путем использования доминирующего положения на данном этапе недопустима", — напоминает зампред АМКУ Рафаэль Кузьмин. А председатель АМКУ Василий Цушко в случае повышения тарифов вновь грозит "Киевстару" проверками.

В самом "Киевстаре" ситуацию комментируют спокойно. Директор по корпоративным связям компании Жанна Пархоменко утверждает, что стоимость повышается лишь в старых тарифных планах, а остальные абоненты, наоборот, почувствуют снижение цен. "С 5 февраля мы на 50% снижаем стоимость отправки SMS- и MMS-сообщений для 80% абонбазы, — говорит она. — Около 3 млн абонентов, не пользующихся пакетными предложениями, будут переведены на тарифный план "Экономный" и смогут платить только за использованные услуги". Заместитель директора исследовательской компании GfK Ukraine Глеб Вышлинский подчеркивает, что действия "Киевстара" направлены на переход абонентов на новые пакетные предложения. Однако факт остается фактом: сотни тысяч граждан с февраля будут платить больше.

Кому это надо
МТС не комментирует действия конкурента. Хотя логично предположить, что другие игроки рынка могут воспользоваться ситуацией и переманить часть клиентов "Киевстара". Однако эта версия представляется сомнительной. Эпоха ценовых войн в прошлом. "В 2010–2012 годах операторы на практике убедились, что переделить рынок с помощью демпинга уже не получится. Тотальное повышение тарифов сдерживается только уровнем доходов украинцев", — считает эксперт Netton.Telecom Роман Химич. Сегодня разница в 5–10 грн. в месяц не столь уж критична при выборе тарифного плана. Это доказывает динамика подключений к операторам в 2012-м. Несмотря на повышение тарифов, МТС и "Киевстар" за год увеличили свои абонбазы примерно на 700 тыс. пользователей, основной рост пришелся на второе полугодие. А вот "Астелит" хоть и сохранил тарифы на прежнем уровне, привлек ненамного больше — около
1 млн абонентов.

"Киевстар", конечно, может потерять некоторое количество абонентов, однако по большому счету компания выиграет. "Сегодняшнее повышение стоимости тарифных планов — один из шагов по улучшению финансовых показателей компании, который приведет к снижению расходов в целом и увеличению доходов с каждого абонента", — считает аналитик компании IKS Consultitg Николай Олиярник. Напомним: за три квартала 2012 года прибыль компании до вычета расходов по уплате налогов уменьшилась на 4,7%, до $632 млн, а средний ежемесячный доход с одного абонента (ARPU) — на 2%, до 42,3 грн. Произошло это на фоне роста абонентской базы на 2%, до 25,2 млн. Настал момент истины: менеджмент компании, очевидно, решил монетизировать этот показатель.

Трудности подсчета
Итоги для украинцев неутешительны: повышение тарифов на мобильную связь, в том числе со стороны МТС и "Астелита", будет сдерживаться только финансовыми возможностями абонентов. "В 2013 году затраты среднего украинца на разговоры увеличатся до 45–50 гривен в месяц", — считает директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов. Однако происходить это будет постепенно, исподволь.

Сегодня большинству абонентов сложно подобрать оптимальный тарифный план и сознательно контролировать свои расходы. К 2012 году все операторы сделали ставку на сложные тарифные модели, в которых фактическая стоимость зависит от объема по-требления.

На практике это выглядит так. Операторы декларируют низкую стоимость минуты или SMS, но получить такую услугу можно либо оптом, либо согласившись и на другие услуги. Усугубляется ситуация скрытыми платежами, заложенными в плату за соединение или непосекундную тарификацию звонков. Фактические затраты на мобильную связь украинских операторов во многих случаях на 20–30% выше заявленных в тарифных планах.

Андрей Бережанский, Фокус