Букет от феи. Как рекламист сделала бизнес на цветочных композициях

Создав за год успешный бизнес на цветочных композициях, рекламист Александра Крючкова приучает киевлян покупать цветы не только к праздникам

Александре Крючковой не составляет труда определить, как давно была срезана роза и сколько она сможет простоять в букете. Ежедневно она продумывает, какие цветы лучше всего сочетать в одной композиции и какими аксессуарами ее дополнить. Студия флористики и декора "Цветочные феи" для Александры больше хобби, чем бизнес. Получив диплом искусствоведа в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов, она работала в рекламном бизнесе, а затем открыла туристическую компанию. Но стремление к творчеству осталось, и 29-летняя предпринимательница решила реализовать его с помощью цветов. Правда, красота оказалась "с шипами": создавая композиции и делая цветочное оформление ресторанов, приходилось сутками находиться на ногах, терпеть усталость и боль в спине. Но оно того стоило: за год оборот компании составил 680 000 грн., а рентабельность цветочного бизнеса владелица "Фей" оценивает в 30%. Но самое главное для нее — положительные отзывы благодарных клиентов. "Мне как человеку, который проработал в рекламе, где не бывает хорошей обратной связи, очень приятно слышать комплименты моей работе, — рассказывает предпринимательница.

Методом проб и ошибок
Студия "Цветочные феи" открылась в июне 2012 года. Для старта понадобилось 5000 грн., которые были потрачены на покупку цветов для композиций и оформление промомероприятий, благодаря которым студия могла о себе заявить. Эти работы также были использованы для наполнения сайта компании. "Таким образом мы постепенно выходили на платного клиента — нам уже было что показать", — рассказывает владелица студии. Дизайн букетов она придумывала вместе со своей подругой Любовью Кудринской, которая занимается росписью и мозаикой. Никаких курсов по флористике ни Александра, ни Любовь не оканчивали — создавать композиции помогало художественное образование.

Александра признается: начинать было сложно, хотя и увлекательно. Девушки привыкли к работе в офисе, между тем флористика — это тяжелый физический труд. "Люди, когда приходят в эту профессию, думают, что им на голову будут падать лепестки роз", — говорит бизнес-леди. Сама она сравнивает работу флориста с трудом строителя: иногда приходится выдерживать сутки на ногах и делать сложные монтажные конструкции. Поэтому первая трудность, с которой она столкнулась, заключалась в поиске сотрудников. Девушки приходили сразу после курсов в надежде на легкую и приятную работу. Сейчас в штате работают два мастера, еще трех сотрудников привлекают в случае необходимости. "Эти люди в профессии порядка 14 лет, одна из наших флористов работала в салоне-магазине "Роксолана", который был первопроходцем в нашем деле", — рассказывает Александра.

В незнакомом деле не обойтись без ошибок. Одна из них — сотрудничество с порталами, предоставляющими скидки. Они "привели" не ту аудиторию, на которую рассчитывала Александра. Своего клиента она характеризует как человека, который любит эксклюзивные и красивые вещи. Он может себе позволить потратить от $100 на букет и готов довериться мастерам студии. "Иногда просто говорят: сделайте что-то красивое на свой вкус, тогда я уточняю цветовую гамму и некоторые другие моменты", — делится мастер. Например, некоторые клиенты неоднозначно относятся к гвоздике — этот цветок у них ассоциируется с СССР, между тем флористы его любят. Александре также нравится использовать лаванду, колоски и розмарин — нестандартные материалы для флористики. По словам предпринимательницы, в 99% случаев клиенты остаются довольны.

Завести огород
Студия "Цветочные феи" параллельно развивает несколько направлений деятельности. "Я бы разделила так: ивенты и свадьбы, озеленение ресторанов и ландшафтов, корпоративные подарки и индивидуальные букеты", — отмечает предпринимательница. Постоянный клиент студии — семья ресторанов Димы Борисова. С марта для телеканала "1+1" и других корпоративных клиентов "Феи" сделали около 2000 подарков ручной работы. При этом в цветочном бизнесе очень большое значение имеет сезонность. Весна — пик свадеб и сезон озеленения. Бум по индивидуальным букетам — 8 марта и 1 сентября. "У флористов есть шутка: пережить 8 марта — как с войны вернуться", — улыбается Александра. К 23 февраля студия предложила необычную композицию — букет из мужских носков. Эта позиция задумывалась скорее как забавная, но имела неожиданный успех: удалось продать 80 букетов.

Одна из самых необычных для украинского рынка флористики позиций — вертикальные и горизонтальные мини-огороды. Вертикальные представляют собой деревянную конструкцию, в которую с обратной стороны вставляются горшочки. В них высаживают розмарин, мяту и другие пряные травы. Предусмотрена емкость для воды и система капельного полива: в отверстие горшков помещаются капельники. Такой огород — украшение кухни и возможность использовать травы в кулинарии. "Эти огороды для людей, влюбленных в гастрономию и эстетику", — рассказывает владелица "Фей". Но их нельзя рассматривать как картины, они требуют ухода, как домашние питомцы. По словам Александры, иногда клиенты думают, что огород будет сохранять первоначальный вид постоянно, но пряные травы капризны. Необходимо соблюдать условия их содержания и по мере необходимости заменять новыми. Стоимость одного огорода — 2500 грн. Травы для них заказываются в Голландии. За последние три месяца было продано девять вертикальных огородов, горизонтальных — около 20 за год.

Быстрый рост
Цветы для композиций хранятся в специальном холодильнике с необходимой температурой и освещением. Студия закупает их как у отечественных поставщиков — компаний "Аскания-Роза", "Камелия", "Укрфлора", так и в Голландии. При транспортировке и хранении цветов используются специальные средства, которые продлевают жизнь хрупкому товару. В месяц "Цветочные феи" продают около 60–70 индивидуальных букетов. Их стоимость — от 700 до 2500 грн. Самая популярная композиция — букет из роз и гвоздик "Солнечный берег". Ее цена — 590 грн.

По словам Александры, в Киеве две крупные флористические компании — Fiori и LoraShen. Директор по развитию Fiori отмечает, что компания работает на рынке уже четыре года. На сегодняшний день три ее бутика представлены в Киеве, по одному — в Харькове, Одессе и Донецке. На корпоративных клиентов приходится около трети всех заказов, 70% — частные заказы. По ее мнению, основная трудность, с которой сталкиваются флористические компании, на сегодняшний день состоит в том, что украинцы не привыкли дарить цветы без повода. Эту культуру нужно еще развивать.

Несмотря на это, студия "Цветочные феи" сделала за год многое. Годовой оборот компании составил 680 000 грн., а некоторые позиции, такие как вертикальные огороды, на украинском рынке практически не представлены. "Мы не были готовы к быстрому росту, — говорит Александра. — Поэтому задача номер один на сегодня — привести все в порядок, сформировать команду, найти хороших подрядчиков и сделать новый сайт".

Бесценная красота
Самые дорогие цветы в мире

Золото Кинабалу
Один побег этой орхидеи обойдется покупателю в $5000. Она растет лишь в одном месте планеты — на островах Борнео. Цвести растение начинает только в 15 лет. Лепестки орхидеи располагаются горизонтально, а на одном стебле распускается больше пяти крупных ароматных цветков.

Мединилла
Это растение родом из Мадагаскара и Филиппин, но его удалось акклиматизировать во многих местах земного шара. Ученые смогли вывести около 400 разновидностей этого цветка, маленький букетик которого в магазине цветов стоит $700.

Роза Пьер де Ронсар
Кремово-розовые бутоны этих роз ценители красоты относят к самым прекрасным. Вьющиеся розовые кусты украшают самые изысканные сады, а за один цветок покупатели, не задумываясь, отдают 15 евро.

Ирина Гамалий, Фокус