Супермаркеты электроники ожидают затяжного спада
После недолгой активности покупателей рынок электроники ожидает затяжной спад. Но цены если и снизятся, то не раньше весны 2009-го
Банковский работник Алексей Гордийко недавно купил электрическую плиту. Эта покупка была запланирована еще летом, с тех пор Алексей копил деньги. "Сейчас мне пришлось заплатить на 400 грн. дороже, чем она стоила летом, но я решил дальше не откладывать", – говорит Алексей. Его аргументы просты: он боится, что его деньги еще больше обесценятся.
Лови волну
Обесценивания денег боится не только Алексей Гордийко. Многие из тех, кто в октябре, поддавшись панике, снял свои банковские сбережения, столкнулись с вопросом, куда вложить оказавшиеся на руках средства. На машину или квартиру у многих не хватало, и украинцы понесли свои кровные в единственно возможное место – магазины электроники.
Например, в сентябре-октябре люди активно скупали LCD-телевизоры и плазменные панели. "Их продали на 10% больше, чем ожидалось", – делится радостью Николай Коломоец, руководитель отдела внешней аналитики холдинга Unitrade Group. Еще больше магазины электроники заработали на крупной бытовой технике – холодильниках и стиральных машинах, их продажи выросли на 15%. А продажи компьютерной техники за сентябрь-октябрь превысили ожидания более чем на 5%.
Впрочем, радость оказалась недолгой. "Ажиотажные дни стали для нас приятной неожиданностью, но говорить о том, что эти продажи дадут возможность перевыполнить поставленные ранее планы, рано, – говорит Николай Коломоец. – Ведь за ажиотажем обязательно приходит спад, и он может быть таким же непрогнозируемым, как и всплеск".
Тем более что за последние два месяца покупатели отоваривались в магазинах электроники достаточно волнообразно. Например, в конце сентября – начале октября практически ничего не покупали – в этот период произошел спад продаж в среднем на 15%. Зато начиная с середины октября люди стали нести деньги в магазины электроники.
Без долгов
Но теперь есть все основания полагать, что волн больше не будет: после октябрьского всплеска покупательской активности на рынке наступит затяжной штиль. Сегодня многие финансисты прогнозируют, что уже в 2009 г. у потребителей станет намного меньше денег на покупку техники, да и в целом люди будут вынуждены перейти на более дешевые товары.
Кризис ликвидности внесет свои поправки и в приоритетность покупок. Поэтому представители сетей электроники опасаются, что доля затрат на покупку техники уменьшится в пользу расходов на продукты, проезд, одежду, коммунальные и остальные текущие расходы. "Техника не является товаром первой необходимости и отойдет на второй план в затратах покупателя", – сетует Николай Коломоец.
Даже сейчас, несмотря на оптимистичные заявления крупных торговых сетей о повышении продаж, на этом рынке все не так радужно. "Для сравнения: в течение сентября прошлого года крупной бытовой техники было продано на 7% больше", – говорит эксперт компании GfK Ukraine Андрей Осадчий. По его словам, тенденции к сокращению продаж на рынке крупной бытовой техники прослеживались еще до начала финансового кризиса. "Продажи начали падать еще летом, и по сравнению с прошлым годом упали на 5%", – утверждает Андрей Осадчий.
Эксперты считают одной из основных причин падения продаж ухудшение ситуации с потребительским кредитованием. "Многие банки ужесточили условия выдачи кредитов, некоторые свернули потребительское кредитование совсем. Как результат – снижение кредитных продаж более чем в два раза", – говорит Николай Коломоец.
Самое печальное для продавцов то, что они не ожидают роста продаж и в традиционное "золотое время" – предновогодние дни. Во-первых, изъятые из банков деньги у людей к тому времени начнут исчерпываться, а во-вторых, один месяц не изменит политику банков: они не станут активнее выдавать потребительские кредиты.
Сетевые болячки
Для тех сетей, чьи продажи на 40–50% состояли из кредитов, отказ от потребительского кредитования может оказаться сильным ударом. Но еще большей неприятностью для сетей электроники станет прекращение кредитования банками самих сетей.
Трудности с финансированием, скорее всего, приведут к массовым сделкам по слиянию и поглощению, считают эксперты. Примеры уже есть. Так, совладелец Unitrade Group Владимир Колодюк недавно заявил, что из-за проблем с привлечением заемного капитала компания занялась поисками стратегического инвестора. В конце сентября за $1,25 млрд. была продана крупнейшая в СНГ сеть салонов мобильной связи "Евросеть". А к одной из наибольших на постсоветском пространстве сетей по торговле бытовой техникой "Эльдорадо" российская налоговая служба предъявила претензии на сумму $624,7 млн.
Говорят даже об угрозе разорения некоторых сетей. "Фактически кризис обострит все болячки, если такие есть. Некоторые сети могут прекратить или уменьшить темпы развития. Кто-то может даже уйти с рынка", – предостерегает Андрей Осадчий. С другой стороны, по его словам, у кого-то из сетевиков появится шанс поглотить конкурента или просто вырасти на фоне общего падения. "Ничего уникального в такой ситуации нет", – говорит эксперт.
До весны
Но даже слияния и поглощения не помогут ритейлерам справиться с еще одной причиной оттока покупателей из магазинов электроники. Речь идет о резком подорожании бытовой техники – повышением цен продавцы реагируют на падение курса гривны.
"Во время сентябрьско-октябрьских курсовых колебаний в цифровой украинской рознице был отмечен рост цен до 30%, мы тоже не стали исключением, – рассказывает Николай Коломоец. – Когда курс доллара вырос на 10%, мы вынуждены были поднять цену на 10%, когда курс приравнялся к 7 грн. за доллар, соответственно, и рост цен составил около 30%, но как только курс снизился, мы снизили и цены".
Такие резкие колебания цен объясняются тем, что почти 95% всей продаваемой в Украине бытовой техники завозится из-за рубежа. "Продажи бытовой техники привязаны к курсу гривны на межбанковском рынке. Недавнее падение курса гривны спровоцировало повышение цен на бытовую технику", – говорит Наталья Кулакова, специалист отдела закупок непродовольственной группы товаров "Метро Кеш энд Керри Украина".
Потенциальные покупатели уже отреагировали на повышение цен. Об этом могут рассказать не только аналитики, но и продавцы в магазинах. "В последние недели многие приходят, смотрят на цены и уходят. А раньше просто выметали товар", – говорит Ольга, продавец одного из киевских супермаркетов электроники. По ее словам, когда в октябре "скакал" курс доллара, ценники на товаре им приходилось менять в течение 10 минут по всему магазину.
В то же время многие эксперты считают, что даже если курс доллара вернется на прежний уровень, к 5,05 грн. за доллар, то ситуация с ценами существенно не улучшится. "Ну разве кто-то пойдет на резкое снижение цен?" – задает риторический вопрос один из менеджеров крупной торговой сети, пожелавший остаться неназванным.
Но одновременно с такими пессимистическими прогнозами есть и другое мнение. Некоторые аналитики полагают, что уже через пару месяцев, когда людям начнут сокращать зарплату, а снятая со счетов наличка будет потрачена, покупательская активность снизится до совершено неприемлемых для сетевиков уровней. И тогда, спасая свои магазины от разорения, многие будут вынуждены устраивать грандиозные распродажи техники. Правда, таких распродаж покупателям придется подождать до весны.