Что даст Украине подписанное соглашение с ЕС
До сегодняшнего дня Украина постоянно теряла свои геополитические шансы. В 2008 году в Бухаресте нам отказали в присоединении к ПДЧ в НАТО, а в ноябре прошлого года на Вильнюсском саммите ЕС уже Украина в лице Януковича отказалась подписывать Договор об Ассоциации и создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ГВЗСТ). Последовавшие за этим события сняли все вопросы о необходимости украинской евроинтеграции. Нерешенным осталось только то, как быстро и в каком объеме мы готовы это делать в условиях фактической войны с РФ?
Сегодня в Брюсселе Украина подписала Соглашение об ассоциации. Хотя ЕС до последнего момента настаивал, что речь идет только о его "политической части". Введение в действие главной, торговой части документа, Евросоюз договорился подписать отдельно, когда – неизвестно. Пока же ЕС предлагает временно применить статьи о таможенных тарифах без подписания – при помощи автономных торговых преференций.
Что же прячется за словами "политическая часть"? Это два первых и последний разделы Договора об ассоциации, которые охватывают общие принципы сотрудничества, политический диалог и институциональную составляющую. Это, безусловно, важные составляющие ассоциации,но весь процесс, мягко говоря, начинали не ради них. Но учитывая тот факт, что сейчас Украина находится почти в военных отношениях с Россией, возможно, это решение и оправдано.
Предоставленные Украине автономные торговые преференции, то есть льготные таможенные пошлины, будут полностью соответствовать всем статьям ГВЗСТ, однако действовать будут ограниченный период времени – примерно с июня до 1 ноября 2014. Как только ЕС одобрит эти односторонние меры, украинские экспортеры теоретически смогут воспользоваться доступом к огромному рынку. Украина при этом обязывается не уменьшать и не увеличивать пошлины на европейский импорт.
Итак, продавать в ЕС без пошлин можно будет 82,2% товаров АПК и 94,7% товаров украинской промышленности. При этом, почти все остальные товарные линии сельскохозяйственной продукции (зерновые, свинина, курятина, говядина и некоторые другие товары) будут либерализированы частично – через механизм беспошлинных квот. Это означает, что определенное количество товара при импорте в ЕС не будет облагаться пошлинами.
На еще большие уступки ЕС готов пойти в торговле промышленными товарами. 94,7% видов продукции украинских производителей не будет облагаться импортными пошлинами, а на остальные виды, в основном продукцию химпрома, ставки будут снижены. Это однозначно позитивное решение для украинских металлургов. Украина продает в Европу 43% своего антрацита, 42% чугуна, 39% ферросплавов и 20% стального проката.
Больной вопрос – антидемпинговые пошлины на украинские трубы, которые Евросоюз начал применять еще во времена, когда Украина получала российский и среднеазиатский газ по заниженным ценам. По некоторым позициям пошлины достигают 51,8%, поэтому экспортировать трубы в ЕС украинским производителям сейчас невыгодно. И хотя Украина уже давно покупает газ по одной из самых высоких цен в Европе, по уже установленному факту антидемпинговые пошлины продолжают действовать. И, похоже, пока Украина будет использовать российский газ, вопрос антидемпинговых расследований ЕС не закроет.
Если посмотреть на структуру украинского экспорта за 2013 год, то доля ЕС в нем внушительная – почти 27% или $17 миллиардов.
Более половины всех поставок приходится на сельское хозяйство, черную металлургию и сырьевые материалы. Товары, экспортируемые каждой из этих отраслей, занимают примерно по 20%. Химпром и нефтепереработка составляют 4%, а машиностроение – 2,5%. Если объемы экспорта во второй половине 2014 не изменятся по сравнению с предыдущим годом, то, по оценкам Еврокомиссии, Украина сможет сэкономить около 500 миллионов евро в год.
Предоставление автономных торговых преференций будет зависеть от того, насколько добросовестно Украина будет придерживаться процедур "происхождения товара" и будет ли поддерживать эффективное административное сотрудничество с ЕС: воздерживаться от введения новых пошлин и сборов или нарушения каких-либо иных обязательств. Иначе ЕС сможет вернуться к обычным пошлинам.
Что Украине нужно делать в первую очередь?
Во-первых, необходимо сосредоточить все усилия на том, чтобы в ближайшем будущем добиться введения в действие торговой части Договора об ассоциации. Задача очень сложная, учитывая позиции отдельных стран ЕС и активные действия России по срыву украинской евроинтеграции – как в отношении Украины, так и в переговорах с Евросоюзом. Однако даже эта не совсем понятная ситуация с подписанием всего Договора и введением в действие только нескольких глав, не должна препятствовать проведению полномасштабных реформ, о которых говорится в договоре. Ведь они нужны в первую очередь украинцам, а не странам ЕС. Затягивать дальше нет ни ресурсов, ни времени.
Во-вторых, уже сейчас нужно начинать подготовку институционального обеспечения для исполнения Договора об ассоциации. Действующая система государственных институций, которая должна была бы гарантировать ежедневную и непрерывную работу над реализацией договора, к сожалению, оказалась неэффективной и эту работускорее усложняет. Для того чтобы создать рабочую систему, нужно чтобы ее собственно создание не стало самоцелью. Результат должен быть один – увеличение торговли. Исходя из этого, нужен некий центр со следующими заданиями: сбор и распространение информации, разработка и обеспечение принятия органами власти всех решений, которые необходимы для либерализации и упрощения торговли.
И последнее. Опыт других стран, подписавших похожие договора о ЗСТ, свидетельствует о том, что отмена пошлин и тарифов дает меньший эффект, чем ликвидация нетарифных барьеров. Поэтому важно не только то, что сделает со своей стороны ЕС, отменив пошлины – гораздо важнее, чтобы Украина гармонизировала свои технические стандарты со стандартами, которые действуют в ЕС. Поскольку для того, чтобы продавать в Европе наши товары без пошлин, они должны быть безопасны и качественны.
Нужно наконец-то принять законопроект №3102 о безопасности продуктов питания и решить проблему технического регулирования. По непонятным причинам, этот законопроект до сих пор блуждает по коридорам власти, а Минэкономики просто блокирует процесс регистрации технических регламентов. В результате не все украинские производители продукции животноводства смогут воспользоваться этим европейским подарком – пока только "Наша Ряба" вышла в 2013 году на рынок ЕС.
Специально для focus.ua: Галина Заворитня, Любовь Акуленко (ГО Центр UA), Тарас Качка, Наталья Мельничук