Крутое пике. Насколько опасны для России санкции Запада
Переход России к мобилизационному характеру экономики неизбежен. Но Путин может позволить себе игру в долгую
Первый пакет санкций Запада против России был политическим, второй – "персоналистским". Наконец мировые лидеры разродились и третьим пакетом, который довольно серьезно повлияет на экономику России. Эти санкции могут с одинаковой вероятностью как быть отменены, так и ужесточены уже через три месяца. Но их воздействие скажется не так скоро: экономика РФ ощутит на себе последствия только в 2015 году и позже. Пока она будет работать "на автопилоте".
По всем фронтам
Участники акции "Санкции против России — санкции против меня" около посольства США в Москве / Фото: РИА Новости
Санкции Запада против России делятся на финансовые, торговые и технологические.
Санкции в банковской сфере
Российские банки с государственным участием (более 50%) лишаются возможности долгосрочных заимствований в ЕС. Краткосрочные заимствования возможны – на срок до 90 дней. Понятно, что стратегические операции и планирование в таких условиях исключены.
Госбанки РФ не пустят на европейский фондовый рынок: инвесторам стран ЕС отныне запрещено покупать ценные бумаги таких банковских учреждений и торговать ими. Запрет касается как юридических, так и физических лиц стран ЕС, как на первичном, так и на вторичном рынках. Мало того – запрет на операции с ценными бумагами российских банков для резидентов ЕС распространяется на весь мир.
Критерием для выявления банка, находящегося в госсобственности РФ, является наличие у государства мажоритарного пакет акций. Достаточно 50%+1 акции. В первую очередь, это касается банков ВЭБ и Газпромбанка.
Значительно внушительнее список "запрещенных" банков – у США. В принятых синхронно с европейцами санкциях - банки ВТБ, Россельхозбанк, СМП банк, Банк "Россия" и Банк Москвы.
Санкции в торговой сфере
Важнейшим запретом стало эмбарго на торговлю оружием с Россией. Запрещается как экспорт европейских, так и импорт российских вооружений. Такой шаг европейского оружейного лобби (наиболее активно оружием с Россией торгует Франция) действительно несет знаковый характер и свидетельствует о фактическим признании России вооруженной стороной украинского конфликта. Европейцы больше не хотят, чтобы после катастрофы "Боинга" поставленное ими новейшее оружие "светилось" в зоне боевых действий, вызывая вопросы и осуждение граждан Евросоюза.
Также под запрет попадает поставка в Россию обширной группы товаров, характеризуемой как "товары двойного назначения" - то есть такие, которые могут потенциально быть использованы для военных нужд. В их число входит и одежда, и обувь, и продовольствие, и транспортные средства.
И снова Соединенные Штаты пошли дальше ЕС в своем "запретном списке". Ограничения наложены на ведущие оружейные предприятия России – концерн "Калашников", Объединенная судостроительная корпорация, НПО "Базальт", ОАО "ВПК "НПО машиностроения", "Уралвагонзавод", ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", ОАО "Концерн "Созвездие", концерн "Радиоэлектронные технологии".
Санкции в сфере технологий
Этот пакет ограничений частично, но существенно ударит по самому дорогому российскому достоянию – добыче углеводородного сырья. Передовые технологии и оборудование по добыче нефти из стран ЕС больше в Россию попасть не должны. Запрет касается любого оборудования для глубоководного бурения, разработки сланцевой нефти и освоения арктического шельфа. Эти санкции ставят крест на программе дальнейшего наращивания добычи нефти в России. Под будущее расширение и углубление (в прямом смысле) нефтедобычи, особенно в Арктике, закладывается огромная "мина".
Уходят в минус
В полной изоляции ловить российской экономике будет нечего/ Фото: пресс-служба Кремля
По подсчетам Европейской комиссии, общие потери России от всех санкций составят около 100 млрд долларов в пределах двух лет. Согласно данным EUobserver, 23 млрд РФ потеряет уже в этом году, и более 75 млрд – в следующем. Встречные потери стран ЕС, согласно тем же подсчетам, составят почти эквивалентную сумму в 90 млрд долларов – 40 млрд в 2014 и 50 – в 2015-м. Так что следует ожидать недовольства европейских бизнес-кругов действием санкций уже в перспективе трех месяцев (как раз на такой срок рассчитано их первичное действие). Затем, исходя из развития ситуации в Украине, они могут быть продлены, усилены либо смягчены.
Весьма ощутимыми будут последствия для РФ именно в сфере нефтедобычи. Четверть всего оборудования, используемого в добыче углеводородного сырья, сегодня приобретается российскими компаниями за рубежом. В результате такого запрета, по разным оценкам, нефтедобыча в России уменьшится на 5-10%.
Санкции повлияют на падение российского ВВП, который уже по итогам 2014 года может уйти в минус 1%, а в 2015 и вовсе снизится примерно на 2%.
Ограничение доступа к внешнему финансированию повлечет кредитный голод у банкиров. Это скажется на всех гражданах России, которые берут потребительские кредиты, и на всех предприятиях, кредитующихся в этих банках-гигантах. Рост процентных ставок – первое, что ощутят россияне. На потребительском поведении среднего класса скажутся и ограничения на импорт большой группы промышленных и продовольственных товаров.
Общая задолженность российских банков перед западными финансовыми структурами на данное время – 180 млрд долларов. И отдавать их теперь предстоит за счет резервного фонда РФ, в котором накоплено около 500 млрд долларов. То есть на выплату пенсий и прочего хватит. Но о развитии и модернизации экономики можно забыть. Если, конечно, правящая верхушка РФ и планировала таковые. А ограничения на новые технологии и торговлю оружием действительно серьезны для больших кошельков ближайшего окружения Путина.
Шанс на исправление
Сам факт столь существенных, с точки зрения бизнес-сообщества, ограничений, говорит о том, что пропагандистская работа России в странах ЕС начинает терять эффективность. Многомиллиардные затраты на информационное лобби России в Евросоюзе, еще недавно дававшее хорошие результаты, сегодня начинают не оправдываться.
Но, учитывая короткий срок действия санкций, а также их растянутые во времени последствия, можно утверждать, что европейцы всегда готовы увидеть Москву, пошедшую на попятную. Возможно, на Западе еще не до конца понимают, что имперский раж в России только усилится после введения санкций, а государственная пропаганда окончательно перейдет к постулированию тезиса об "осажденной крепости", "автаркии" и прочих "опорах на собственные силы".
Путин же за это время наверняка постарается переломить ситуацию в свою пользу. Он может позволить себе игру в долгую, выживая за счет внутренних резервов и максимально стимулируя изоляционистские настроения россиян. Кроме того, существуют много способов обойти санкции, усилив сотрудничество со странами БРИКС и закупая необходимое оборудование через третьи страны. Правда, это приведет на российский рынок новых хищников (прежде всего, Китай), и они начнут пожирать слабеющую российскую экономику, зависимую теперь уже от их ресурсов.
Переход России к мобилизационному характеру экономики неизбежен, считает политолог Виктор Небоженко. Но Запад давит на бизнес-составляющую российской верхушки, в то время как непосредственную войну против Украины ведет военное сообщество во главе с ГРУ, на которое никакие санкции не будут действовать и которое, в случае "отступления" Путина с украинского фронта, может даже выйти из его подчинения. Остановить российскую военщину можно только оказанием прямой военной помощи Украине, а на это Запад никак не решится.