"Тагил" рулит. Как пройдет турсезон в Крыму

Фото: Facebook Александра Лиева
Фото: Facebook Александра Лиева

Экс-министр курортов и туризма Крыма Александр Лиев рассказал Фокусу о туристах-россиянах, которых туроператоры называют "Тагил", расцвете "национализированных" санаториев и упадке малого бизнеса

Related video

"Ты знаешь, я решил пока не открываться, — знакомый владелец мини-отеля в Крыму старается не подавать виду, что мои вопросы его задевают, но говорит так, что я ощущаю свою бестактность: приходится бить в оголенный нерв. — Никто ничего заранее не бронировал. Отдыхающих приехало мало, на побережье одни местные. Еще и погода на майские подвела — дубарь, дожди".

Уже в прошлом году мой знакомый подрастерял присущий ему оптимизм. Думал даже продавать гостиницу, но не нашел покупателя. Теперь выжидает, говорит, шансов заработать летом немного. Пока я цитирую отчет крымских властей о том, что на майские праздники Крым примет 125 тысяч туристов, он лишь саркастически улыбается: "А что еще они могут сказать?".

Экс-министр туризма Крыма Александр Лиев тоже не верит бодрым рапортам чиновников о перспективах курортного сезона. Несколько лет назад жители полуострова прислушивались к словам Лиева и для этого ему вовсе не обязательно было становиться на поэтический стул на набережной Коктебеля, хватало постов в Facebook. Лиев стал пионером среди крымских чиновников первого эшелона, решившихся на прямую коммуникацию с жителями полуострова. Теперь он персона нон грата в Крыму.

Он объяснил Фокусу, почему турбизнес полуострова обречен на вымирание, описал перспективы других туристических регионов страны и напомнил, что настало идеальное время для продвижения Украины на Западе.

Народная примета

Крымчане считают первомайские праздники индикатором предстоящего сезона. Это верная примета?

— Она отчасти верная. На майские праздники можно увидеть готовность Крыма к летнему сезону, это, кстати, касается и других туристических регионов Украины. В этот период должна быть завершена подготовка к сезону. В мае уже видно, какой регион, какой комплекс больше готов. Именно те, кто лучше подготовился к майским праздникам, потом получают больше клиентов. Их уже посмотрели, их легче продавать.

Неверная часть "народной приметы" связана с тем, что туризм — очень эмоциональная индустрия. Он зависит от погоды, от экономической ситуации, безопасности и так далее.

Сколько крымчан имело прямую выгоду от курортного сезона?

— Напрямую в туристическом бизнесе было задействовано порядка 100 тысяч семей из 2,5 миллионов населения Крымского полуострова. Но население, например, Первомайского района, где туризма и близко нет, получало выгоду от него, когда продавало свои помидоры в Ялте. Поэтому так или иначе в курортной индустрии было задействовано практически все население Крыма. Соцопросы показывали, что даже в северных, нетуристических регионах большинство считало, что перспективы Крыма именно в туризме.

"Раньше мы строили туристический регион, который будет интересен всему миру. Сейчас основной задачей стало построить большой непотопляемый авианосец, на который будут водить экскурсии"


Александр Лиев
о главных различиях в позиционировании Крыма
Fullscreen
Александр Лиев о главных различиях в позиционировании Крыма

В Крыму обещали, что к концу майских праздников будет 125 тысяч туристов. А сколько их посещало Крым на майские в прошлые годы?

— 125 тысяч — это очень большая цифра. Крым принимал в хорошие времена — в 2012–2013 годах — от 160 до 220 тысяч туристов. Майские праздники — это в основном монопоток, едут туристы из постсоветских стран. А крымская власть Украины ориентировалась на диверсификацию, на уход от советского туриста, хотели, чтобы в Крым больше ехало европейцев, турков, этот поток в прошлом имел прирост по 30–40% в год. Например, мы открывали в Британии наш офис, и оттуда каждый год приезжали по 20–30 тысяч туристов. Монопоток в Крыму теперь надолго, будут ехать только из России.

В цифру 125 тысяч я не верю, она завышена. Объективная цифра — порядка 60-70 тысяч, но и это реально много. Это возможно только благодаря беспрецедентной прямой рекламе Крыма, которую ведет российское телевидение. Хорошо, что крымский турбизнес имеет шанс выжить, потому что, если он умрет, в Крыму останутся только пенсионеры, военные и бюджетники, которые будут голосовать, как скажет Путин.

Кажется, к этому все и идет.

— Поэтому очень важно, чтобы туристический бизнес там не умер. Потому что на эти 100 тысяч семей мы можем делать ставку при возвращении Крыма. Эти люди не стремились в Россию, они трезво оценивали перспективы. С другой стороны, нагнанные в Крым туристы, так называемый "Тагил", — это новый типаж, туроператоры и объекты размещения его так и называют: "Тагила" возьмешь сто человек?". Проблема в том, что Крым от него уже начал отвыкать и его возвращение сильно меняет вектор развития турбизнеса.

Туризм, который не имеет диверсифицированного потока — это зона риска. Кто больше всего едет в Турцию? Да никто. Туда ездят поровну немцы, израильтяне, азербайджанцы, россияне. Турпоток в Турцию выглядит так, — Лиев перебирает несколько листов бумаги, находит радужную круговую диаграмму с множеством секторов. — Всех по чуть-чуть. В Крым ездили 4 миллиона украинцев и 1,5 миллиона россиян. Проблема даже не в "Тагиле", а в рисках, которые в этой связи возникают. Например, у Турции произошел конфликт с Израилем, и израильтяне перестали туда ездить. Для турков это не беда, они перераспределили долю Израиля среди других стран и очень быстро восполнили нишу. Как только российский турпоток засбоит, крымский турбизнес может погибнуть.

Fullscreen

Крымские власти утверждают, что на майские праздники туристы чаще всего выбирали Ялту

Что может стать причиной сбоя?

— Ухудшение экономики России. Ситуация с аэропортом Симферополь: он один, если остановится по каким-то причинам — все. Проблема в том, что вкладывать в Крым никто системно не будет. Россияне вкладывают лишние деньги в непрофильные активы. Они, конечно, приносят полуострову эффект, это стройка, это не очень считаемые деньги, там есть, что украсть, этим пользуются. Но, с другой стороны, это несистемные инвестиции, которые рождают долгострои, бизнес-сирот. Приезжает жена какого-нибудь олигарха из Новосибирска управлять отелем, не имея никакого опыта. Таких объектов десятки. Это чревато огромным разочарованием в непопулярных и без того профессиях турбизнеса. Ведь в Крыму самые непопулярные профессии — официант и горничная.

Почему?

— Совок. Большинство жителей Крыма, и я в том числе, — дети лучших советских деятелей, офицеров, ученых, которых учили, а они затем учили нас, что кланяться буржуинам нельзя. Эта совковость являлась самой большой проблемой. Был только один выход — привозить персонал.

Островитяне

Каким объектам сейчас повезло, кто получил туристов?

— Многие государственные санатории заполнены практически круглогодично.

В Крыму остались государственные санатории?

— Сейчас они стали "национализированными", их захватили, и они получили заказы от государственных корпораций. В России их десятки, денег у них — как у дурака махорки, по разнарядке им было приказано помогать Крыму. Понятно, что директора распорядились выделить сколько-то денег, чтобы их сотрудники ездили туда отдыхать. Понравилось им там или нет, хороший сервис или плохой, никого не интересует. Это плохо, потому что это не рыночные методы, это не выбор людей. Мы же все время приучали менеджмент санаториев к тому, что время совка закончилось и теперь решалова не будет, нужно повышать сервис. А теперь возвращается именно это время.

Как дела у мини-отелей?

— Там не так все радужно. Они как класс больше всего пострадают. Их строили не от хорошей жизни, это были последние возможности для заработка в обделенном вниманием полуострове. Ведь там ничего не делали для создания рабочих мест, никаких других возможностей у Крыма в общем-то и не было. Многие бизнес просто закрывают.

Поменялся контекст. Раньше мы строили туристический регион, который будет интересен своей самобытностью всему миру. Сейчас основной задачей стало построить большой непотопляемый авианосец, на который будут водить экскурсии. Цель не в том, чтобы туристов привлекать.

Крымские власти в этом году рассчитывают на 4 миллиона туристов, утверждают, что это на 15% больше прошлогодних показателей. Насколько этот прогноз реалистичный?

— Это оценка необъективная. Она, как и все, что извергают российские власти в виде статистики, имеет под собой не экономику, а политику. Это пропаганда, анализировать цифры нет никакого смысла. Скажу лишь, что пропускная способность аэропорта Симферополь позволяла в мирное время привозить в Крым миллион пассажиров со всего мира, из которых половина — туристы. Тяжело представить, что аэропорт увеличит свою мощность в два раза и будет принимать миллион туристов. Он и раньше работал напряженно.

"Если от вас сбежал ребенок, которого вы плохо воспитывали, не стоит ему звонить и кричать: "Я тебя поймаю и ж…пу разорву на немецкий крест". Надо с ним разговаривать, а не закрывать дверь на ключ: стучись, гад, хрен попадешь домой".


Александр Лиев
призывает не забывать о том, что крымчане — украинские граждане
Fullscreen
Александр Лиев призывает не забывать о том, что крымчане — украинские граждане

А другие пути, например, Керченская переправа?

— Керченская переправа принимала 250 тысяч человек — это ничтожно мало.

Сейчас обещают запустить пять паромов.

— Даже круглосуточная работа этих паромов сможет увеличить количество туристов лишь до 350 тысяч при условии отличной погоды и их исправности. Автомобильный путь в Крым крайне затруднен. Полуостров раньше принимал 6 миллионов туристов, из которых 80% прибывали в Крым поездом. Заменить этот поток самолетами за один год нереально.

То есть ваш прогноз — максимум 1,5 миллиона?

— Да, это максимальная цифра, которая возможна только в том случае, если будет запущено железнодорожное сообщение.

Много ли объектов не переживут очередной провальный сезон?

— Я знаю, что откроется гораздо меньше объектов, чем открывалось каждый год. Нет кредитов, предоплаты от туроператоров, которые сейчас не работают в Крыму. Туристический бизнес безубыточен, когда туристический поток не ниже, чем 5 миллионов человек. Рекордно низкое количество было в 1993-1994 годах, когда приехало 2-2,2 миллиона человек. Сейчас гораздо меньше. Это за гранью убыточности, это стимулирует бизнес закрываться. Государственная политика России на это направлена. Она будет перепрофилировать бизнесы на другие обслуживающие формы для реализации своих планов — строительства военной базы. Всем найдут работу, с этим проблем нет. Каждому дадут в руки по лопате — там есть, что копать.

Перспективное время

Может ли Украина как-то поддержать своих граждан в Крыму?

— Надо понять, чего хочет Украина, какое отношение у украинцев к Крыму. Если хотят его вернуть, стратегия должна быть одна. Если хотят, чтобы крымчанам просто стало плохо из-за того, что они так себя повели, то эти люди получат удовлетворение, только если там все выжгут напалмом. Я себя к таким не отношу, хочу вернуться на родной полуостров. А для этого важно не прерывать связь с крымчанами. Важно эти мосты строить. Если от вас сбежал ребенок, которого вы плохо воспитывали, не стоит ему звонить и кричать: "Я тебя поймаю и ж…пу разорву на немецкий крест". Надо с ним разговаривать, каждый день с ним общаться, а не закрывать дверь на ключ: стучись, гад, хрен попадешь домой. Эмоциональность вредит делу.

До сих пор нет программы того, что мы собираемся делать по отношению к Крыму. В России было создано министерство по делам Крыма через две недели после аннексии. В Украине такой госорган создан в августе прошлого года, но у него до сих пор нет руководителя, он не работает. Нет даже модератора вопросов, касающихся Крыма. У нас нет стратегии. Это плохо. Ощущение такое, что Крым сдали.

Какие перспективы у других туристических регионов страны?

— Я надеюсь, что все будет хорошо у Львова, но Львов держится за счет всех остальных регионов страны. В Одессе сезона не будет. О Донецкой области не стоит даже рассуждать. Туристического сезона в Киеве на майские праздники не было. Киев ведь тоже принимал в мае 200 тысяч человек, а сейчас многие киевляне выехали в связи с угрозами их безопасности. Время войны для туризма плохое, независимо от того, аннексирован Крым или нет. И именно это время нужно использовать на макроуровне.

Fullscreen

Крымчане пытаются искать плюсы в провальных сезонах.
В прошлом году они часто приводили один аргумент: курортников мало, зато мы в кои-то веки на море покупались

Как именно?

— Сейчас можно при помощи туризма позиционировать Украину за границей. Проводить дни Украины в каждой из европейских столиц, рассказывая о нас, чтобы мы вызывали не жалость, а интерес. Вывезти туда украинский театр, несколько музыкальных коллективов. Думаю, найдутся волонтеры и меценаты, которые оплатят билеты. Мэры Берлина, Риги, Лондона стопроцентно пошли бы навстречу, даже, думаю, какие-то деньги выделили для проведения там дней Украины.

Сейчас огромный интерес к нашей стране, люди с открытыми ртами смотрят по телевизору на то, что здесь происходит, в эти раскрытые рты можно положить что угодно. Сейчас они видят историю про войну и кровь, и это останется в памяти навсегда, как у нас в памяти запечатлелось, что Сомали — это пираты. Нам это не нужно. Но вопрос в координации.

Почему ее нет?

— Сегодня в Украине нет органа, который занимается туризмом. Уже сейчас можно было бы с молотка немедленно продать тысячу государственных объектов — гостиниц, санаториев, пансионатов, баз отдыха. Они работают до сих пор, хотя мы декларируем, что идем в Европу: 380 объектов в государственной собственности, остальные — в коммунальной. В какой стране Европы это есть? А сколько государственных музеев? У нас частных музеев меньше процента, все, как при Советском Союзе.

При помощи туризма можно было бы заняться объединением нации, разработать государственную программу. Она будет работать без затрат. Только за счет организации, модерации можно добиться того, чтобы люди ездили по Украине и жители Кировограда наконец побывали хотя бы в Полтаве, посмотрели хотя бы соседние области.

Чтобы стать мононацией, мы должны чувствовать границы от края до края. Почему было легко захватить Крым? Потому что большинство крымчан никогда не выезжали за пределы полуострова, они не чувствовали, что Украина — это их страна, только смотрели телевизор. В Америке после войны северян с южанами была программа, которая действует до сих пор, стимулируя поездки своих граждан по стране. Если ты не показал своим детям пять штатов, ты де-факто не можешь считать себя гражданином Америки.

Сейчас в Украине наступило время, когда многое из этого можно было бы реализовать. Стагнация — это возможность начать что-то новое. Люди поедут. Сегодня поднялись цены на заграничные путешествия — конечно, это повод для внутреннего туризма. Просто этот поток нужно формировать, вкладывать в него смысл.

Фото: Укринформ