Друг лыжных инструкторов. Чем прославился Владислав Каськив

Фото: pinchukfund.org
Фото: pinchukfund.org

Фокус вспомнил самые громкие скандалы, связанные с именем скрывающегося в Австрии экс-главы Госагентства по инвестициям и национальным проектам Владислава Каськива

Со дня ликвидации Госинвестпроекта прошло более полугода. Однако о масштабных хищениях средств при реализации нацпроектов заговорили только сейчас. По утверждению главы МВД Арсена Авакова, сумма ущерба от бурной деятельности ведомства Владислава Каськива достигает 2 млрд грн.

Бывший глава Госинвестпроекта давно обосновался в Австрии. И хотя министр внутренних дел обещает достать его и там, экс-чиновнику, судя по всему, пока бояться нечего. Тем более что спустя год после смены власти МВД только теперь собирается добиться объявления Каськива в международный розыск.

1

Проект: строительство LNG-терминала

Стоимость: около $1 млрд

Суть конфликта: сделка по строительству терминала для приема сжиженного газа в Одесской области могла бы положить конец газовой зависимости Украины от России. Однако превратилась в фарс. 26 ноября 2012 года Владислав Каськив в присутствии премьера Николая Азарова и министра энергетики Юрия Бойко подписал договор с первым предполагаемым инвестором проекта – испанской GasNaturalFenosa. Однако уже на следующий день компания этот факт опровергла. Выяснилось, что "подписант" со стороны GasNaturalFenosa Джорди Сарда Бонвеи – испанский бизнесмен и бывший лыжный инструктор, не имеющий никакого отношения к компании. После столь громкого скандала Владиславу Каськиву удалось сохранить за собой должность главы Гасагентства – чиновник отделался лишь выговором.

Итог: поиски инвестора для строительства LNG-терминала продолжаются.

2

Проект: "Воздушный экспресс"

Стоимость: $372 млн

Суть конфликта: железнодорожная ветка, связывающая аэропорт "Борисполь" с Киевом – еще один нереализованный проект ведомства Владислава Каськива. Летом 2013 года Экспортно-импортный банк Китая открыл кредитную линию для строительства "электрички" – в 2015 году "Воздушный экспресс" должен был принять первых пассажиров. Однако за два года строительство даже не началось. После ликвидации Госагентства по инвестициям проект достался в наследство Министерству инфраструктуры. Воплощать его в жизнь ведомство тоже не планирует. По словам министра Андрея Пивоварского, "Воздушный экспресс" экономически нецелесообразен: в Украине недостаточно авиапассажиров, чтобы загрузить ими электричку в "Борисполь". Теперь ведомство ведет переговоры с китайской стороной о том, чтобы направить средства на другие проекты.

Итог: Украина отказалась от строительства "Воздушного экспресса".

3

Проект: Олимпийская надежда-2022

Стоимость: от $500 млн

Суть конфликта: для проведения зимней олимпиады 2022 года в 2012 году Госагентство по инвестициям планировало создать доходный горнолыжный курорт на Боржавском хребте в Карпатах в районе сел Воловец, Гуклыве и Пилипец. Предполагалось, что государство построит инфраструктуру, а право создавать спортивно-туристические объекты получит частный инвестор. Журналисты сайта "Наші гроші" выяснили, что земли, на которых Госагентство планировало возвести курорт, принадлежали двоюродному брату Владислава Каськива – Александру Матковскому. Вдобавок оказалось, что родной брат главы Госагентства – Александр Каськив – основатель компании ООО "БоржаваСки", которая владеет турбазой в с. Пилипец.

Итог: летом 2014 года Украина отозвала заявку на проведение Зимней Олимпиады-2022.

4

Проект: "Якісна вода"

Стоимость: $500 млн стоила только разработка технико-экономического обоснования проекта.

Суть конфликта: проект "Якісна вода" предусматривал создание 23 тыс. систем очистки питьевой воды по всей Украине. Согласно обещанию Владислава Каськива, к концу 2012 года в Луганске, Мариуполе и Одессе должна была открыться сеть из 300 точек по продаже дешевой питьевой воды. Впрочем, появилась лишь одна – в Одессе. Зато чиновники не поскупились на разработку технико-экономического обоснования для проекта: в январе 2012 года ГП "Национальный проект "Якісна вода" заплатило 4,43 млн грн. немецкой Eco-HolzVertriebsGmbH за эти услуги. Общую стоимость расчетов прогнозируемых денежных потоков проекта в Госагентстве оценили в 4 млрд грн. – столько ведомство планировало потратить на эти цели в течение 6 лет.

Итог: проект не был реализован.

5

Проект: BionicHill

Стоимость: государство выделило льготный заем в размере 50 млн грн

Суть конфликта: строительство инновационного парка BionicHill должно было начаться еще в 2012 году – именно тогда ГП "Государственная инвестиционная компания", находившаяся под управлением Госагентства по инвестициям, перечислила 50 млн грн ООО "Бионик Девелопмент". Компания входит в группу UDP Василия Хмельницкого – инвестора инновационного парка. Как выяснили журналисты программы "Наші гроші", средства были одолжены на льготных условиях по кредитной ставке всего 3,75% годовых сроком на 15 лет. Залогом являются имущественные права на часть зданий инновационного парка BionicHill . Однако из-за того, что строительство так и не началось, предмета залога не существует.

Итог: строительство проекта заморожено, поскольку к отведенной для строительства земле не построена дорога и не подведены коммуникации. Стоимость работ составляет 337 млн грн, однако в бюджете Киева этих денег пока не нашлось.