Система взяточничества в налоговой выстраивалась годами, – первый замглавы ГФС Сергей Белан
Первый заместитель главы Государственной фискальной службы, куратор налоговой милиции Сергей Белан рассказал Фокусу о коррупции в ГФС, борьбе с конвертационными центрами и налоговыми ямами, а также о самых ходовых нелегальных товарах в зоне АТО
Сергей Белан второй по счету куратор налоговой милиции после смены власти в стране. Его предшественника Владимира Хоменко уволили после служебного расследования о фактах коррупции в рядах налоговиков. Белан утверждает, что за последние полтора месяца все кардинально изменилось. В подтверждение повышения эффективности борьбы с "налоговыми ямами" и конвертационными центрами он называет… увеличение стоимости неофициальных услуг по формированию фиктивного налогового кредита. По информации Фокуса, из-за более пристального внимания ГФС к схемам оптимизации в последнее время работать в тени действительно стало несколько сложнее. Например, за фиктивный налоговый кредит теперь берут не 0,5% от его общей суммы, а 1,5%. По мнению Белана, чем большей будет стоимость услуг "схемщиков", тем меньше станет желающих воспользоваться ими.
Впрочем, чиновник так и не сумел назвать Фокусу точное количество пойманных им фискалов-коррупционеров, равно как и назвать сроки, когда теневой рынок оптимизации налоговых платежей сократится хотя бы в два раза.
Кто он
Первый заместитель главы Государственной фискальной службы, куратор налоговой милиции
Почему он
Отвечает за борьбу с теневой экономикой, которая, по данным Минэкономразвития, достигла в этом году показателя в 42% ВВП
Последний раз я заходил в этот кабинет, когда его хозяином был еще Владимир Хоменко. Что изменилось в налоговой милиции после его ухода?
— Началась активная борьба с хаосом и беспределом в финансовом секторе экономики. Наладилось понимание между различными структурами ГФС.
Это общие слова. Хотелось бы какой-то конкретики. Например, предприниматели обвиняли Владимира Хоменко в создании новых "налоговых ям". Их удалось ликвидировать?
— Мы объявили войну площадкам, "налоговым ямам", конвертационным центрам, транзитным предприятиям. Только за май мы не допустили 4,3 млрд грн фиктивного налогового кредита.
В июне пошли еще дальше и ввели новые объективные рисковые критерии для предприятий. По предварительным оценкам, это помогло избежать формирования 7,5 млрд грн фиктивного налогового кредита. Чтобы вы понимали, общий объем фиктивных налоговых кредитов по стране — 11–13 млрд грн. То есть более половины нелегальных операций мы предотвратили еще до внесения фиктивных данных в налоговые накладные.
В чем еще я вижу кардинально новый подход в работе фискальных органов — нацеленность на превентивные меры, а не на ловлю мелких нарушителей. Мы прекратили бессмысленную охоту на транзитные площадки, "бабочки-однодневки", которые можно создавать сотнями в день, и перешли к крупным предприятиям, заказывающим услуги конвертации и формирования теневого кредита.
В каких отраслях экономики самый большой спрос на формирование фиктивных налоговых кредитов?
— Там, где большие обороты — торговля нефтепродуктами, ликероводочной продукцией, агробизнес. Одним словом, это компании, для которых легко сформировать фиктивный экспорт или незаконно завозить товары, продаваемые впоследствии за черный нал.
В чем суть новых рисковых критериев, о которых вы говорите?
Все критерии риска, по понятным причинам, я вам не назову. Но о некоторых расскажу. Например, предприятие не работало длительное время, а потом подает большую сумму оборотов. Или ранее подозревалось в участии в конвертационных и транзитных схемах.
Одним словом, мы получили достаточно надежный инструмент оценки риска занижения налогов предприятиями. Он позволяет выявлять "махинаторов" без массовых вмешательств в работу реального сектора.
Давайте будем честны. Большая часть страны получает зарплаты в конвертах. Сколько надо времени, чтобы уменьшить их масштаб хотя бы вдвое?
— Одна из проблем — слишком запутанная система налогообложения. Ее регулируют около 150 нормативных актов. Но сейчас Минфин активно готовит налоговую реформу и планируется резко уменьшить их количество.
Кроме того, нужно снизить налоговую нагрузку. Почему вообще существуют теневые схемы? Официальное налогообложение бизнеса в сумме составляет около 40%. За конвертирование сейчас берут 11% от суммы. Понятно, что искушение воспользоваться услугами "конвертов" очень велико.
Чтобы заставить бизнес платить по-"белому", нужно сделать работу конвертационных центров максимально рисковой и опасной. Если ставка за их услуги возрастет хотя бы до 25%, многие предприниматели задумаются, стоит ли им влезать в такие дорогие теневые схемы.
Если пройтись по вещевым рынкам, уверен, практически ни у кого не будет таможенных документов на продукцию. Есть ли у вас план борьбы с контрабандой?
— Если говорить о неподакцизных товарах, то контрабанды в буквальном смысле слова практически нет. Ширпотреб неудобно возить через "зеленку" — по лесам и полям, слишком большие объемы и низкая цена.
Но в целом нарушений таможенных правил много. Сейчас мы проводим операцию "Рубеж". Анализируем таможенные грузы и выявляем предпринимателей и таможенных брокеров, занимающихся "пересортом", уменьшением веса контейнеров, занижением таможенной стоимости. Свежий случай: в Одесской области предприниматель завозит контейнер с сантехникой. Заявленная стоимость товара — около 90 тыс. грн. Реальная, как оказалось, — около 2 млн грн.
Таких примеров сотни. Лишь за последний месяц возбуждено 36 уголовных дел за уклонение от уплаты налогов. Черный импорт всюду — от носков и унитазов до элитных пиджаков Brioni и духов. Недавно поймали одного дельца с этими пиджаками. Заявленная таможенная цена — $67 за пиджак, в магазине он стоит $5,5 тыс.
Почему так много теневого импорта в стране?
"Общение с Натальей Яресько у нас часто проходит по схеме "Здравствуйте, добавьте денег на зарплату"
— В Украине большая часть контрабанды декриминализована. Согласно статье 201 Уголовного кодекса, контрабанда — это перемещение через таможенную границу Украины с сокрытием от таможенного контроля культурных ценностей, ядовитых, сильнодействующих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, оружия и боеприпасов. За это положена уголовная ответственность.
Все остальное можно квалифицировать лишь как нарушение таможенных правил, а это административное правонарушение. К примеру, нелегальный рынок топлива составляет около 25% от общей реализации горючего. На границе с Россией мы регулярно находим нелегальные трубопроводы и нефтебазы, но за контрабанду топлива привлечь к уголовной ответственности невозможно.
Что вам известно о взяточничестве правоохранителей на блокпостах в зоне АТО при пропуске незаконных грузов. Это массовое явление?
— Я пробыл в зоне АТО почти четыре месяца. Не представляю, как можно дать взятку на блокпосту. Там куча народу — военные, правоохранители, таможенники, всюду камеры. Кроме того, на каждом пропуске стоит очередь из предпринимателей. Если кто-то попытается решить вопрос о преференциях, об этом сразу станет известно всем.
Как правило, нелегальные товары прячут. Недавно на блокпосту в с. Георгиевка Донецкой области задержали два рейсовых автобуса. В одном везли средства связи для боевиков, в другом 50 кг обезболивающих средств на основе трамадола.
Если говорить о ходовых товарах, то это водка, продукты питания и лекарства. Пиво лидирует по нелегальным поставкам. Из "ДНР" и "ЛНР" идут нефтепродукты, фальсифицированные ликероводочные изделия, сигареты.
Бензиновая лихорадка
Четверть рынка в тени — это очень большая цифра. Как нелегальное топливо попадает на рынок?
— Во-первых, это незаконное перемещение морским путем и через границу с Россией. Во-вторых, изготовление нефтепродуктов на подпольных НПЗ, в частности, из нелегально добытой нефти, в том числе и в Карпатском регионе, и полученной путем врезок в магистральные трубопроводы. В-третьих, ввоз горючего под видом химических соединений, которые не облагаются акцизом.
В последнее время возникла проблема незаконного перевоза топлива через линию разграничения АТО. К примеру, недавно подразделение налоговой милиции "Фантом" совместно с сотрудниками СБУ и работниками ГФС в Луганской области выявили нелегальную схему поставок, хранения и реализации топлива, которое поступало с временно неконтролируемых территорий. Помещения и мощности машинно-тракторной станции в поселке Беловодск использовались в качестве накопительной базы для нефтепродуктов. Поставки происходили в ночное время при помощи грузовых микроавтобусов, которые без регистрационных знаков пересекали линию разграничения вне пунктов пропуска. Горючее продавали населению оптовыми партиями и в розницу.
В целом с начала года мы изъяли из незаконного оборота 15 тыс. тонн горючего ориентировочной стоимостью 264 млн грн, что позволило предупредить потери бюджета от неуплаты акцизного налога на 65 млн грн.
По одной из версий, возгорание на нефтебазе "БРСМ-Нафта" произошло именно из-за смешивания неподакцизных компонентов. Насколько распространена эта схема?
— Производство нефтепродуктов из сырья, которое не облагается акцизным налогом или облагается по пониженным ставкам, а это разного рода нефтяные производные и фракции, — распространенная среди мошенников схема.
Тенденцию увеличения ввоза на таможенную территорию Украины ароматических углеводородов, присадок, эфиров и т. д. мы фиксируем с начала прошлого года. Эти товары не облагаются акцизом и широко используются при производстве фальсификата. По нашим данным, для изготовления нелегального топлива в прошлом году в Украину было ввезено 276 тыс. тонн неподакцизных компонентов, а с начала этого — 117 тыс. тонн. В 2015-м по фактам незаконного производства и оборота топлива следственные подразделения ГФС расследовали 90 уголовных производств. Предварительную сумму ущерба государству оцениваем приблизительно в 350 млн грн.
К примеру, сейчас ведем расследование по одной из крупных сетей АЗС. В 2014 году и в первом квартале нынешнего эта компания импортировала свыше 12 тыс. тонн бензинокомпонента "реформат-100". По сути, это обычный бензин (с которого платится акцизный налог), но предназначенный для промышленных целей. Однако при ввозе на территорию Украины в таможенных декларациях был изменен код товара и, соответственно, не уплачен акциз. В дальнейшем реформат в кустарных условиях смешивали с газовым конденсатом и бензином. Полученную смесь реализовывали через цепочку фирм и на определенном этапе подменяли документы по реализации автомобильного бензина, который фактически без уплаты акцизного налога поступал конечным потребителям. В итоге сеть не заплатила в бюджет более 54 млн грн налогов.
Аналогичные факты сейчас расследуются следственными подразделениями ГФС в Ивано-Франковской, Киевской, Николаевской и Днепропетровской областях.
Откуда идет "классическая" контрабанда топлива?
— Преимущественно с помощью морского транспорта. Также используют нелегальные трубопроводы. По оценкам экспертов, ежемесячный объем контрабанды составляет примерно 10 тыс. тонн.
Для примера: сотрудники налоговой милиции в рамках операции "Рубеж" и "Нефтепродукт-2015" на причале одного из портов южного региона в территориальных водах Украины задержали четыре судна с 2 тыс. тонн дизельного топлива ориентировочной стоимостью свыше 40 млн грн. Ввезенные на территорию Украины без уплаты акцизного сбора нефтепродукты хранились на судах и в дальнейшем реализовывались через одну из сетей АЗС южного региона.
На
30%
сократилось количество плановых проверок ГФС в 2015 году, уверяет Сергей Белан
Скорее всего, с выявлением уже свершившихся нарушений некачественного бензина на заправках вряд ли станет меньше. Спрос рождает предложение. Чем беднее украинцы и чем выше спрос на дешевое топливо, тем больше его будет на рынке. В нынешних условиях можно сократить объемы контрафактного топлива?
— Наиболее действенный способ борьбы с контрафактным топливом — усовершенствование налогового законодательства. Речь идет о таких аспектах, как введение акциза на компоненты топлива и электронное администрирование акциза на нефтепродукты.
Начиная с 1 апреля текущего года, а именно после введения акцизных складов на предприятиях, производящих нефтепродукты, уже стало немного легче бороться с контрафактом. Ведь функционирование таких складов предусматривает контроль со стороны органов ГФС за поступлением сырья, производством готовой продукции и ее отпуском, наличием измерительных приборов, соблюдением требований регистрации товарно-транспортных накладных на перемещение нефтепродуктов и т. д.
Книга жалоб
Представители малого и среднего бизнеса жалуются на увеличение числа фискальных проверок. Почему ГФС не переключит внимание на крупный бизнес, где нарушений не меньше?
— У нас в стране действовал мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, который недавно продлили.
В целом же число плановых проверок постоянно уменьшается. Плательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график документальных проверок не чаще чем один раз в три года, со средним — не чаще чем один раз в два года, с высоким — не чаще раза в год.
Если говорить о цифрах, то за этот год было проведено 1,7 тыс. плановых проверок — это на 30% меньше, чем в предыдущем, и 10 тыс. внеплановых — на 40% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Еще одна жалоба бизнеса — электронное администрирование НДС. Бизнес недоволен "сырым" программным продуктом, который часто дает сбои. Оправдывает ли себя это новшество?
— Вообще не бывает такого, чтобы ввести какое-то новшество и на следующий день проснуться в другой стране. В любом случае с электронным администрированием НДС будет лучше, чем без него. Чем меньше предприниматель взаимодействует с проверяющим органом, тем меньше коррупционная составляющая.
"Мы прекратили бессмысленную охоту на транзитные площадки, бабочки-однодневки и перешли к крупным предприятиям, заказывающим их услуги"
Раз уж мы заговорили о коррупции. Одна из задач налоговой милиции — борьба со взяточничеством в самой ГФС. Сколько налоговиков поймали на горячем?
— Мы тесно сотрудничаем с СБУ, МВД, Генеральной прокуратурой и постоянно ведем разъяснительную работу среди личного состава. Если кто-то попался на взятке, отвечать будет как он, так и его начальник.
По каждому такому факту проводим служебное расследование вплоть до возбуждения уголовного дела. Мы эти факты не замалчиваем. К сожалению, наши сотрудники попадаются на взятках. Последний нашумевший факт был в Днепропетровской области. За закрытие уголовного производства с предпринимателя вымогали 2,2 млн грн.
Ваш предшественник говорил, что из-за взяточничества в территориальных органах ему доводилось менять всю вертикаль — от начальников управлений до рядовых сотрудников. Вы столкнулись с массовой коррумпированностью в фискальных органах?
— Не хочу, как это раньше было модно, кивать на "папередников". Система взяточничества в ГФС выстраивалась годами. На низовом уровне брали взятки потому, что "сверху" требовали. Сейчас мы ломаем эту цепочку. Мы всем поясняем, что не может быть никаких "планов", только присяга госслужащего и интересы государственного бюджета. Главная проблема — зарплаты в ГФС. Рядовые сотрудники получают 2,5–3,5 тыс. грн. Когда имеешь дело с большими деньгами, оставаться в рамках правового поля очень тяжело.
Вы ставили вопрос о низких зарплатах подчиненных перед Минфином?
— Общение с Натальей Яресько (министр финансов. — Фокус) у нас часто проходит по схеме: "Здравствуйте, добавьте денег на зарплату". Но и мы, и она прекрасно понимаем, что не мы сейчас являемся приоритетом, есть социальные выплаты, пенсии и т. д.
- Читайте также: Денежные места. Кто выиграет от фискальной реформы в Украине
А если говорить серьезно, главная проблема в том, что согласно закону о госслужбе работники ГФС имеют право получать зарплату только из бюджета. При этом много неправительственных организаций — тот же МВФ и международные фонды готовы выделить ГФС средства на зарплатный фонд ради борьбы с коррупцией (благодаря доплатам правоохранителям из небюджетных источников в свое время Михаил Саакашвили преодолел коррупцию в грузинской милиции. — Фокус). Но мы не можем воспользоваться этими деньгами.
Подали законодательную инициативу в Верховную Раду, чтобы внести изменения в закон о госслужбе и разрешить ГФС использовать внебюджетные средства.