Валютная катастрофа. Что думают финансисты о конвертации кредитов по курсу 2008 года

Фото: porogy.zp.ua
Фото: porogy.zp.ua

Популизм народных депутатов может привести к окончательному коллапсу украинской экономики

Related video

Верховная Рада приняла законопроект о конвертации валютных кредитов физлиц по докризисному курсу. То есть по 4,85-5,05 UAH/USD в зависимости от того, когда был заключен кредитный договор. Проект поддержали 229 народных депутатов, хотя спустя день некоторые заявили о желании отозвать голоса. Впрочем, теперь вступление закона в силу зависит лишь от президента. Вероятнее всего, закон будет ветирован – ведь он противоречит договоренностям с МВФ. Но даже если бы этого обязывающего фактора не было – такой закон просто не имел бы права на существование. О его далеко идущих последствиях рассказывают финансисты.

Нажмите для увеличения

Fullscreen

Источник: НБУ

член правления НБУ


– Этот закон - это не только убытки банковской системы. Он приведет к тому, что отдельные банки будут попросту выведены в Фонд гарантирования вкладов. А это значит, что на бюджет лягут новые расходы по возмещению вкладов, что в свою очередь отразится на соцвыплатах. Кроме того, деньги потеряют и вкладчики с депозитами на сумму свыше 200 тыс. грн, а также многие предприятия, что приведет к сокращению рабочих мест. То есть ущерб, нанесенный этим законом, не ограничится лишь банковской системой. Пострадает вся экономика.

исполнительный директор Независимой ассоциации украинских банков


– Банковская система считает, что этот закон – это диверсия против всего украинского народа. Если мы изначально начинали с законопроектов, которые касались только социального жилья, то сейчас это касается абсолютно всех валютных заемщиков. Почему 240 тыс. валютных заемщиков будут решать свои проблемы за счет нескольких десятков миллионов вкладчиков?

Убытки банковской системы от конвертации валютных вкладов сразу составят 100 млрд грн. Помимо этого, каждый год из-за нерыночной стоимости ресурса банки будут нести убытки на 2 млрд грн.

Последствием этого закона станет курс гривны 40 или 50 UAH/USD. Ведь если все банки выйдут на межбанк, чтобы купить $6 млрд, то спрос не будет удовлетворен и будет сумасшедший взлет курса. А это обесценивание зарплат, рост цен на продукты, бензин.

Также остается открытым вопрос социальной справедливости: почему заемщики, которые брали кредиты в гривне по более высоким ставкам, должны оказаться в худших условиях? Тем более, если проанализировать структуру валютных заемщиков, то ипотеку взяли всего 70 тыс. человек. Из них социальное жилье – у 40%. Решать проблему этих людей банки готовы, есть много программ по реструктуризации. Главное чтобы было желание договариваться.

министр финансов


– Принятие этого закона - это вызов справедливости в Украине. Одни граждане Украины, взявшие ссуды в банках, несмотря на кризис, исправно платят по своим кредитам. Другие граждане вообще не берут кредиты. Третьи взяли валютные займы, но договорились с банками о добровольной реструктуризации этих кредитов и продолжают платить их. Но почему-то депутаты решили позаботиться об интересах лишь совсем небольшой части заемщиков, взявших валютные кредиты.

Потенциальные потери целой банковской системы от такого шага составят 95 млрд грн - это больше, чем будет потрачено на оборону и правоохранительную деятельность в 2015 году. Это - популизм, который не имеет ничего общего со справедливостью.

председатель правления "Коммерческого индустриального банка"


– Примерные расходы, а значит, убытки от действия норм закона уже подсчитал НБУ. Причем, каким бы ни был источник фондирования проекта, за "спасение" валютных заемщиков заплатят либо налогоплательщики, либо клиенты банков. Я понимаю аргументы тех, кто ратовал за принятие этого закона. Однако озвучивая их часто забывали о второй стороне медали – банковских вкладчиках и налогоплательщиках.

Но расходы - не единственный негативный эффект этого закона. Например, пока не ясны и возможные последствия в части отношений с МВФ, которому эта идея точно не придется по душе. По крайней мере, согласно меморандуму, подписанному с Фондом, государство не должно вмешиваться в отношения между кредиторами и заемщиками. Впрочем, я надеюсь, что президент ветирует этот закон.