Плюс на минус. Зачем Минфин хочет увеличить минимальную зарплату
Фокус выяснил, как повлияет на доходы граждан и экономику страны повышение соцстандартов, которое обсуждается в Кабмине
Минимальную зарплату в Украине могут повысить в полтора раза уже с 1 июня 2016 года, заявил на днях министр социальной политики Андрей Рева. В последний раз минималка повышалась совсем недавно — на 72 грн (5,2%), до 1450 грн, с 1 мая. И если в Минфине не шутят, уже через несколько недель ее уровень составит 2175 грн.
Кого коснется
Если верить официальной статистике, повышение соцстандартов коснется немногих. Минималку сейчас получают 3,1% от общего числа штатных работников, зарплату свыше минимальной до 1500 грн — 6,9%, от 1500 до 2000 — 13%. Всего таковых набирается около четверти от общего числа работающих, оформленных в штат.
Те работодатели, которые сегодня начисляют сотрудникам минималку, а основную сумму зарплаты выплачивают в конвертах, будут вынуждены увеличить "белую" часть. Однако подобное повышение не приведет к повсеместной детенизации зарплат. Ведь в тени находятся куда большие суммы, которые и дальше продолжат выплачивать в конвертах.
Куда пойдут "лишние" деньги
Рост доходов населения автоматически приведет к снижению объема субсидий на оплату коммунальных услуг. Эксперты Экономического дискуссионного клуба подсчитали, что около 1 млрд из 2 млрд грн, которые население станет ежемесячно дополнительно получать от государства и работодателей за счет повышения минимальной зарплаты, будет расходоваться на оплату услуг ЖКХ. Простой пример: по данным Минсоцполитики, обязательный уровень оплаты услуг ЖКХ для семьи из трех человек со среднедушевым доходом 1550 гривен составляет 406 грн. Если доход на одно лицо в этой же семье повысится до 2330 грн, платить за ЖКХ придется уже 958 гривен.
Рост доходов населения автоматически приведет к снижению объема субсидий на оплату коммунальных услуг
Однако влияние роста минимальной зарплаты на объемы выплаченных субсидий и количество их получателей не будет одномоментным. "Объемы субсидий сократятся, но эффект будет заметен лишь со временем. Ведь при подаче заявления на получение субсидии учитывается доход за предыдущие 12 месяцев", — говорит экономист "Ціна Держави" (проект CASE Украина) Наталья Лещенко. Следовательно, большая часть дополнительных средств сразу после повышения соцстандартов будет выплеснута на потребительский рынок. Наталья Лещенко обращает внимание на перераспределение доходов — часть из них вернется в виде налогов в бюджет, а если учесть рост тарифов, люди почувствуют не такое уж большое улучшение.
Как отразится на росте экономики, ценах и гривне
Эксперты Экономического дискуссионного клуба в качестве возможных последствий повышения минимальной зарплаты в полтора раза называют рост внутреннего розничного товарооборота в пределах 1%. Это может в свою очередь стимулировать небольшой рост ВВП. Сложнее просчитать влияние на цены и курс гривны. "Вряд ли появившийся дополнительный спрос будет настолько сильным, чтобы существенно поднять цены в рознице. Аналогично и с валютным рынком — вряд ли граждане (которым повысят минимальную зарплату. — Фокус) побегут скупать доллары. Но если для повышения соцстандартов правительству вновь придется эмитировать гривну, влияние на курс валюты будет однозначно негативным" — прогнозирует аналитик ИК Adamant Capital Инна Звягинцева. То есть, если рост не подкрепится восстановлением экономики, удержаться в рамках запланированных макропоказателей будет сложно.
"Повышение минимальных соцстандартов в полтора раза выглядит слишком высоким для того, чтобы достичь прогнозируемых по итогам года показателей по инфляции и бюджетному дефициту", — считает старший экономист Центра экономической стратегии Ирина Пионтковская. По ее мнению, с учетом недавнего роста тарифов на газ и электроэнергию перенос запланированного в бюджете повышения соцстандартов с декабря на июль 2016 года был бы возможен, но его процент вряд ли может быть таким значительным.
В бюджете 2016 года пока предусмотрен рост минимальной зарплаты и прожиточного минимума на 12,5% в два этапа — с 1 мая и с 1 декабря. Влияние более радикального повышения соцстандартов на госбюджет будет разнонаправленным. С одной стороны, нагрузка на казну увеличится из-за зарплат госслужащих, которые наверняка поднимут, несмотря на отказ от привязки их уровня к соцстандартам (в правительстве сейчас рассматривают возможность отвязать от социальных стандартов тарифную сетку зарплат бюджетников). С другой стороны, доходы повысятся за счет роста поступления налогов и сборов.
"Вряд ли появившийся дополнительный спрос будет настолько сильным, чтобы существенно поднять цены в рознице. Аналогично и с валютным рынком — вряд ли граждане побегут скупать доллары"
"Согласно расчетам правительства, дополнительные расходы госбюджета на повышение зарплат, которые сегодня ниже, чем полторы минимальных, составят порядка 4,5 млрд грн. При этом в бюджет правительство рассчитывает дополнительно получить около 7 млрд грн за счет роста зарплат", — приводит расчеты Наталья Лещенко. По ее словам, вырастут сборы единого соцвзноса (ЕСВ), причем не только за счет тех, кто получает минимальную зарплату, но и за счет предпринимателей на упрощенной системе налогообложения. Кроме того, в случае принятия новых стандартов практически ни к кому из плательщиков подоходного налога физлиц (ПДФЛ) не будет применяться налоговая социальная льгота, что также будет способствовать сокращению расходов госбюджета.
- Читайте также: Круто отожгли. Какие платежки за коммуналку ждут украинцев
Что скажут в МВФ
Эксперты не уверены, что МВФ позитивно воспримет щедрость правительства. По мнению Ирины Пионтковской, инициатива может пагубно повлиять на шансы Украины договориться с МВФ о получении следующего транша в середине июля. Чтобы убедить Фонд, правительству придется искать какие-либо компенсаторы для бюджета — расширять налоговую базу, ускорять приватизацию или сокращать расходы бюджета. "Если правительство сможет убедительно показать, откуда оно возьмет средства на повышение соцстандартов, возобновление сотрудничества с фондом будет возможно. Но учитывая очень сложный и длительный процесс переговоров о продолжении сотрудничества с МВФ, подобные инициативы выглядят несвоевременными", — заключает Инна Звягинцева.