Второе пришествие. Александр Ярославский о Коломойском, Курченко и своей бизнес-империи
Владелец DCH Group Александр Ярославский рассказал Фокусу о причинах продажи своих активов в период президентства Виктора Януковича, планах по расширению бизнеса, а также об отношениях с Геннадием Кернесом и Игорем Коломойским
Харьковский бизнесмен Александр Ярославский входит в десятку самых богатых людей страны. Его состояние в 2015 году Фокус оценил в $727 млн. Ярославский владеет гостиницей "Харьков Плаза", сетью ТРЦ "Караван", 28% акций Укртатнафты, его структуры также управляют терминалом Харьковского аэропорта. До прихода к власти Виктора Януковича в 2010 году его бизнес-империя была еще больше. Но в 2011-м Ярославский продал Дмитрию Фирташу черкасский "Азот", а в конце 2012-го уступил Сергею Курченко футбольный клуб "Металлист" вместе с модернизированным к Евро-2012 стадионом. Впрочем, сразу после Майдана Ярославский заявил, что задумывается о приобретении новых активов в Украине. В апреле этого года он купил Харьковский тракторный завод, которым уже владел до 2007 года.
КТО ОН
Владелец DCH Group
ПОЧЕМУ ОН
Александра Ярославского называют одним из представителей крупного бизнеса, приближенных к новой власти. Предприниматель не скрывает планов возродить бизнес-империю, которая пострадала во времена Януковича
Ваше состояние в 2015 году Фокус оценил в $727 млн. Вы согласны с этой оценкой?
— Нет, конечно. Хотелось бы, чтобы это были миллиарды, а не миллионы. Но это так, шутка. Не могу сказать, что это соответствует действительности: ни в плюс, ни в минус. Но на хлеб пока хватает.
Активы богатейших украинцев в прошлом году сильно обесценились. Что будет в этом году?
— Думаю, дно мы еще не прошли. Когда его достигнем, пока трудно сказать. Как головой о камень ударимся, то сразу почувствуем, что это уже дно.
Вы неоднократно заявляли, что при Януковиче вас заставляли продавать принадлежащий вам бизнес. Кто именно и как на вас давил?
— Янукович никак не давил. Он просто создал такую обстановку в стране, что правильнее было избавляться от бизнеса. Коррупция, развал промышленности и вообще экономики. С этого же момента активы не подорожали.
После Революции достоинства вы почувствовали изменения в стране?
— Почувствовал. Рядом с Харьковским тракторным заводом памятник Серго Орджоникидзе снесли и монумент Ленина на площади.
Но если говорить о бизнес-климате, работать стало легче?
— Скажем так: стало интереснее.
Свой человек
У вас хорошие отношения с новой властью. Глава Администрации президента Борис Ложкин говорил, что вы сможете привести инвестиции в страну. Насколько вы близки с командой президента?
Шварценеггер как актив. Александр Ярославский стал самым щедрым покупателем на благотворительном аукционе, организованном в честь 40-летнего юбилея украинского боксера Владимира Кличко. За куртку Арнольда Шварценеггера из фильма "Терминатор. Восстание машин" Ярославский выложил $300 тыс. Сейчас эта куртка вывешена для всеобщего обозрения в холле принадлежащего бизнесмену отеля "Харьков Плаза"
— Я никогда не дружил ни с президентами, ни с их командами. А то, что мы сотрудничаем, решаем вопросы региона, это да. Ложкин помогает в плане коммуникации, необходимой для решения производственных задач. Но этому способствует не дружба, а необходимость развития области, Харьковского тракторного завода в том числе, где работают тысячи человек и от стабильности работы которого зависят десятки тысяч.
C 2012 года у вас конфликт с харьковским мэром Геннадием Кернесом. Он начался из-за того, что вы якобы не захотели делиться доходами от стадиона с городским бюджетом. Это правда?
— Спросите об этом лучше у Кернеса.
А Кернес говорит: спросите Ярославского.
— Вот так мы и отвечаем на этот вопрос.
Старое-новое
Вы еще в прошлом году заявляли, что готовы инвестировать в новые активы, но в итоге пока купили только Харьковский тракторный завод, которым уже владели когда-то. Сейчас предприятие не выпускает продукцию и находится на грани банкротства. Одних долгов по зарплате больше 20 млн. Зачем вам проблемный актив?
— Когда я первый раз пришел на ХТЗ, в 2005 году, он тоже стоял и был на грани банкротства. Мы довели выпуск тракторов до 500–700 штук в месяц. В советское время завод вообще выпускал 4 тыс. тракторов в месяц. Производить он может, открытым остается вопрос рынков сбыта. Надо этим заниматься и все.
Какова сумма сделки?
— Это конфиденциально.
На продаже и повторной покупке ХТЗ вы в итоге потеряли или заработали?
— Я же бизнесмен. Какой бы я был бизнесмен, если бы терял, а не зарабатывал?
За сколько лет вы планируете вернуть инвестиции?
— Я не спешу, сейчас главное — запустить производство.
А почему вы решили продать ХТЗ россиянину Олегу Дерипаске в 2007 году?
— Тогда я видел больше перспектив для российского собственника. У него были двигатели, цепочка смежников. А для меня важно, чтобы предприятие работало. Сегодня ситуация изменилась, российскому собственнику не совсем удобно работать в Украине.
С российскими собственниками вообще ситуация интересная. Вы продали завод Дерипаске, которого называют вашим кумом. Когда начался конфликт с Россией, он номинально передал контрольный пакет ХТЗ своему менеджеру, председателю совета директоров "ГАЗ" Зигфриду Вольфу, которого называют человеком, близким к Владимиру Путину. А сейчас Вольф неожиданно решает продать контрольный пакет вам. Невольно возникают мысли о фиктивном характере сделки. Российские владельцы завода просто решили "перекраситься", как это произошло в Украине с "МТС" и "Лукойлом"?
— Посмотрите в реестре, кто является собственником ХТЗ, и это будет ответом на вопрос. Зачем верить словам, лучше верить бумагам.
Но все же продажа завода связана с тем, что на российских бенефициаров так или иначе давили из-за сложной политической обстановки?
— Если давили, это позволило мне заплатить более низкую цену за акции.
Андрей Коваль, который был гендиректором ХТЗ до 2007 года и работал в других ваших проектах, вернулся на ХТЗ в марте этого года, когда вы еще не были формальным собственником. Почему Вольф согласился поставить "чужого" менеджера? В украинских реалиях это означает утрату контроля над активом.
— Он пришел в марте. Я просил Коваля оценить ситуацию на заводе, какие там проблемы, чтобы я мог решить, буду ли покупать актив. Прибыльное предприятие никто продавать не будет, а тут появился шанс по неплохой цене купить хоть и тяжелый, но перспективный актив.
А сейчас Коваля ищет СБУ якобы за попытку вывести в Россию документацию и оборудование, необходимое для производства самоходных установок "Гвоздика", которые когда-то делали на ХТЗ…
— Это неправда. ХТЗ не производит военную технику более 20 лет и не может ее сейчас производить. Как сказали специалисты завода, для этого нужно создавать практически новое производство. Да и как человек, который давно знает Коваля, я не верю во все это.
Но все же как-то это странно. Вы говорите, что ваши действия по реанимированию ХТЗ поддерживает лично президент, а вашего менеджера в это же время СБУ ищет по подозрению в измене родине.
— Мы с президентом встречались на прошлой неделе, ответили друг другу на вопросы, которые у каждого были. Он поддержал мою деятельность на ХТЗ. Я от него услышал только слова поддержки.
Куда вы собираетесь продавать продукцию?
— Первое — Украина, внутренний рынок, а также Казахстан. С Россией будем искать варианты, потому что это основной рынок сбыта для ХТЗ. Как говорится, у Англии нет вечных врагов, а только вечные интересы.
То есть вы по-прежнему считаете Россию основным рынком сбыта?
— А вы не считаете? Тут есть ХТЗ, три тысячи рабочих и десять тысяч членов их семей. Я об этом думаю. Если мне законодательно запретят торговать с Россией, то как законопослушный предприниматель я не буду торговать с Россией. Если не запрещают, то почему мне не искать варианты?
Отечественные машиностроители жалуются, что найти замену российскому рынку очень сложно. Что будете делать, если торговлю с Россией все же запретят с той или другой стороны?
— Жаловаться ни на что не буду. Когда я приобретал ХТЗ, то знал, на что иду. Будет помогать государство, послы, МИД займется поиском альтернативных рынков, как это государство должно делать и как делают во всех странах, — скажу спасибо. Не будет, я сам стану искать. У меня нет других вариантов. Три тысячи рабочих и сто тысяч смежников должны получать зарплату. В принципе, актив прибыльный. При Советском Союзе эти тракторы продавались на пяти континентах, значит, они нужны.
Купи-продай
Вы в свое время очень удачно продали черкасский "Азот" и УкрСиббанк. Вы вообще человек, который знает, что когда надо продавать и что покупать. Какие отрасли экономики, на ваш взгляд, сейчас самые интересные для инвестиций?
— Все очень индивидуально. Нельзя сказать, самая привлекательная эта индустрия или та. Надо смотреть индивидуально, искать варианты. По крайней мере, так я для себя решил.
В 2009 году вы подавали заявку на приватизацию Одесского припортового завода. Сейчас вам актив интересен, учитывая ваш опыт работы в азотном бизнесе?
— По той цене, по которой его выставили на продажу, он мне точно неинтересен. Пятьсот с лишним миллионов долларов это завышенная цена.
А сколько вы готовы заплатить за ОПЗ?
— Для меня сейчас возврат к азотному бизнесу не особо интересен. У меня нет газа, да и вообще ситуация с газом сейчас непонятная. 75% себестоимости тонны продукции азотного бизнеса — это газ, поэтому этим бизнесом продавцы газа больше должны интересоваться.
А какова ситуация с возвратом "Металлиста"? Его владелец Сергей Курченко сейчас неизвестно где. Что вам мешает вернуть клуб?
— Как, если у него есть владелец?
У Одесского НПЗ владелец тот же. Но завод у Курченко как-то же отобрали.
— Это у правоохранителей надо спрашивать как... Меня интересуют исключительно законные методы приобретения активов.
А какие у вас планы относительно УкрСиббанка? Он тоже в последнее время сильно подешевел. Возвращать его не собираетесь?
— Пока нет.
А вообще банковская сфера вам сейчас интересна?
— Присматриваюсь, но решения пока нет.
То есть, несмотря на "банкопад", вы готовы сейчас вкладывать в финучреждения?
— Сейчас, может, нет, а завтра, может, да.
В вашей собственности находится блокирующий пакет акций Укртатнафты. Как у вас складываются отношения с вашими партнерами по этому активу Игорем Коломойским и руководством Нафтогаза?
— С Коболевым (глава НАК "Нафтогаз Украины". — Фокус) я вообще не встречался, с Коломойским — обычные производственные отношения. Вообще в компании хорошая атмосфера, тихая, спокойная. Я доволен.
- Читайте также: Договорняки и компромиссы политической элиты практически остановили реформы, – Игорь Мазепа
Один из наиболее проблемных ваших активов — Харьковский аэропорт. Как вы планируете развивать его после ухода авиакомпаний с востока страны и прекращения авиасообщения с РФ?
— Ничего проблемного нет. Прекрасный объект. Во время чемпионата Евро-2012 у нас был пассажиропоток до 700 тыс. человек. Потом в связи с событиями в Донбассе упал до 320 тыс. Сейчас опять под 500 тыс. Вы помните Харьковской аэропорт до того, как его передали в концессию? Там люди в туалет ходили с лопатками в лесопосадку. Государство построило полосу, я — терминал. Сейчас у нас прекрасный объект, единственный аэропорт на востоке страны.
Фото: УНИАН