Небеса разверзлись. Есть ли перспективы у региональных авиаперевозок в Украине

Фото: odessa.aero
Фото: odessa.aero

Полеты внутри страны неожиданно заинтересовали местные авиакомпании

12 июля сетка авиасообщений внутри страны пополнилась сразу двумя внутренними маршрутами. Авиакомпания МАУ выполнила первый рейс Киев — Черновцы, а самолеты ее конкурента — небольшой авиакомпании "Браво" начали летать из столицы в Одессу.

Рейс МАУ органично укладывается в стратегию компании по развитию региональных линий. О желании открыть рейс в Черновцы компания говорила еще в прошлом году. Полеты в Черновцы МАУ будет выполнять на региональном самолете Embraer 145. Цена билетов в одну сторону стартует от 647 грн.

Неожиданностью стало начало полетов авиакомпании "Браво" из Жулян в Одессу. Такое решение необычно тем, что во флоте компании всего три самолета, и "Браво" специализируется главным образом на чартерных рейсах и "мокром лизинге" своих самолетов другим авиакомпаниям (сдача в аренду авиакомпании-партнеру самолета вместе с экипажем). Пока Киев — Одесса — единственный регулярный рейс "Браво". Удивляет и то, что для полетов выбран среднемагистральный Boeing 737, экономически неэффективный на региональных маршрутах дальностью менее 500 км. При этом цена на билеты "Браво" заявлена умеренная — от 499 грн в одну сторону. Директор "Браво" Виктор Телегин поясняет, что намерен получить прибыль за счет грамотной ценовой политики — низких цен для туристов, которые будут бронировать билеты заблаговременно, и более высокой цены для бизнес-пассажиров.

Опрошенные Фокусом эксперты неоднозначно отзывается об экономическом потенциале этого рейса. "Думаю, это попытка заработать на сезонном пассажиропотоке в Одессу или просто перегон самолета в Одессу под какой-то международный (чартерный) рейс", — говорит экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава. А эксперт по транспорту офиса эффективного регулирования BRDO Сергей Хижняк считает, что открытие рейса связано с экономическими просчетами. "Если говорить о воздушной линии Киев — Одесса, то ее потенциал переоценен многими украинскими авиакомпаниями. Суммарная емкость на линии значительно превышает спрос. Вероятно, авиакомпании исходят из того, что Одесса — это новый Симферополь. Но в отличие от Симферополя, Одесса с Киевом связана отличной трассой. Также железная дорога предлагает несколько поездов: ночных и дневных. Наземный транспорт имеет преимущество по цене и не сильно проигрывает по времени в пути. Думаю, что "Браво" не удастся загрузить среднемагистральный самолет на этой линии даже в высокий курортный сезон", — поясняет он.

Fullscreen

Пока Киев — Одесса — единственный регулярный рейс "Браво" / Фото: odessa.aero

Шашечки или лететь

Открытие в один день двух внутренних авиарейсов дает надежду на развитие этого сегмента рынка. Пока он отстает от общих авиационных трендов. По данным Госавиаслужбы, за первое полугодие 2016 года 17 украинских авиакомпаний перевезли 3,2 млн пассажиров, что на 19% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом, по данным Aviation News & Analytics, в мае 2016-го объем внутренних перевозок составил 48 тыс. человек, что лишь на 5% больше, чем за аналогичный период 2015 года и на 63% меньше, чем в мае 2012-го. На долю МАУ приходится 84% внутреннего рынка. По мнению Хижняка, такая ситуация связана не с преференциями, а с конкурентными преимуществами сетевой авиакомпании. "Кроме прямого пассажиропотока, МАУ возят также и трансферных пассажиров, которые в Борисполе пересаживаются на другие рейсы авиакомпании, преимущественно за границу", — говорит он. Для остальных авиакомпаний большая часть внутренних маршрутов нерентабельна.

Отсутствие конкуренции препятствует снижению цен на билеты. По внутренним рейсам релевантную статистику пока собрать трудно из-за их малого числа, однако международные авиасообщения доказывают, что это так. По данным tickets.ua, оживление авиации в этом году сопровождалось ростом цен на билеты. Однако если билеты в Стамбул из Львова, где конкуренция высока, во II квартале этого года подорожали всего на 7% по сравнению с I кв. (в среднем до 3337 грн), то билеты в Стамбул из Днепра, где работают преимущественно связанные с концессионером аэропорта Игорем Коломойским авиакомпании МАУ и "Днеправиа", подорожали на 46% (в среднем до 4396 грн).

Как МАУ, так и их конкуренты, объединенные в Ассоциацию авиапредприятий Украины, утверждают, что для развития внутренних перевозок необходима помощь государства. Среди главных пожеланий — отмена НДС на топливо для внутренних рейсов (сейчас из-за НДС топливо для перелетов внутри страны обходится на 20% дороже, чем для международных сообщений). Кроме того, авиаперевозчики выступают за развитие региональных аэропортов и выделение им средств для модернизации аэродромной инфраструктуры и техники, позволяющей принимать самолеты круглый год.

Ассоциация авиапредприятий Украины также жалуется на неравные условия доступа к наземному обслуживанию в аэропортах. Правда, Госавиаслужба уже вынесла на общественное обсуждение проект новых правил наземного обслуживания, которые устанавливают четкие и прозрачные системы скидок за обслуживание для перевозчиков в зависимости от перевезенного ими числа пассажиров. С принятием документа внутренние авиаперевозки действительно могут стать более привлекательными.