Черные регистраторы. Почему Украину охватила волна рейдерских атак

Фото: mignews.com.ua
Фото: mignews.com.ua

После либерализации регистрационной системы украинский бизнес столкнулся с многочисленными попытками захвата своего имущества

21 июля частный нотариус Олег Щур аннулировал регистрацию имущественных прав Укрсоцбанка на принадлежащее финучреждению здание по улице Амосова, 12 в Киеве (БЦ "Горизонт Парк"). Новым "собственником" здания временно стала компания ООО "Проект" А", правда Министерство юстиции достаточно быстро восстановило имущественные права Укрсобанка на объект.

Ситуация с Укрсоцбанком особенно примечательна упорством нотариуса в совершении неправомерных действий. Первую попытку переписать имущество финучреждения Олег Щур совершил еще в ночь с 18 на 19 февраля 2016 года. Тогда ее также пресекли: объект недвижимости Укрсоцбанку вернули, а нотариусу впоследствии приостановили доступ к внесению изменений в Реестр имущественных прав. Но когда срок наказания истек, он снова попробовал "сменить" собственника "Горизонт Парка".

И это далеко не частный случай. Примеров подобных действий нотариусов и государственных регистраторов множество. За последние несколько месяцев попыткам рейдерских захватов подвергались даже такие крупные компании с иностранными инвестициями, как торговая сеть Novus, девелоперская группа Arricano (ТРЦ Sky Mall) и агрохолдинг Bunge (производитель подсолнечного масла ТМ "Олейна").

Либеральная анархия

Адвокат компании "Ильяшев и партнеры" Евгений Соловьев связывает волну попыток незаконной смены собственников бизнеса с новой системой регистрации прав на недвижимое имущество. С 2016 года каждый желающий может получить копии любых документов из регистрационного дела любого юридического лица, заверенные подписью и печатью регистратора. Раньше ознакомиться с документами могли только учредители, уполномоченные ими лица или руководитель юридического лица. Регистраторам запрещалось выдавать копии документов из материалов регистрационного дела. "Кроме того, с этого года ввели принцип экстерриториальности осуществления регистрационных действий, а также возложили функции государственных регистраторов на нотариусов. Если раньше круг лиц, которые могли совершать регистрационное действие, был ограничен несколькими регистраторами по местонахождению компании, то теперь это могут быть тысячи людей по всей Украине. Найти регистратора, который согласится нарушить закон, стало проще и дешевле", — поясняет Соловьев.

Найти регистратора, который согласится нарушить закон, стало проще и дешевле

Достаточно популярны и попытки имитировать взлом реестра имущественных прав для решения "бытовых" проблем. К примеру, для снятия запрета отчуждения на арестованные квартиры или машины. Так, в апреле глава отделения нотариальной палаты Сумской области Наталья Волошина сообщила о том, что некие злоумышленники вошли в реестр под паролем одного из частных нотариусов, выписали жильцов из частного дома, находящегося в кредитном залоге, и прописали их по другим адресам. По данным Нотариальной палаты Украины, за последний год было зафиксировано около трехсот подобных случаев.

По словам директора госпредприятия "Национальные информационные системы", которое администрирует государственные реестры, Станислава Лурье, подтвержденных попыток взлома реестра хакерами не было. Случаи якобы хакерских взломов он связывает с безалаберностью самих нотариусов. "Уровень компьютерной грамотности нотариусов оставляет желать лучшего. Я могу привести множество случаев, когда логины, пароли и цифровые ключи для входа в реестр нотариусы передавали своим помощникам, хотя это запрещено. Вы много видели нотариусов, у которых бы на рабочем столе стоял компьютер?" — говорит он.

Не велика беда

Минюст трагедии в происходящем не видит. "С начала этого года произошло 150 случаев рейдерских атак, при этом имущество возвращено законным владельцам максимум за 30 календарных дней", — говорит заместитель министра юстиции по вопросам государственной регистрации Павел Мороз. По его словам, главное — не замалчивать подобные происшествия и придавать их огласке. Тем более что помочь есть кому — в Минюсте уже начала работать Комиссия по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации.

"Каждый член комиссии ставит себя на место регистратора и принимает решение, совершил ли тот действия в соответствии с действующим законодательством. Незаконные регистрационные действия мы отменяем. Имущество автоматически переходит к законному владельцу. Уверяю, в подавляющем большинстве случаев решения мы принимаем единогласно", — говорит чиновник.

Бизнес подтверждает, что Минюст работает оперативно. "Решение об отмене незаконных действий нотариуса Щура и людей, на которых он работал, было принято через 10 дней после нашего обращения. Министерство отреагировало действительно оперативно и решительно", — говорит директор блока управления рискам UniCredit Bank Павел Гашковец. По его мнению, это свидетельствует о том, что в правовой системе все же есть положительные сдвиги.

В украинском уголовном законодательстве вообще отсутствует определение "рейдерства"

Нерешенным остается вопрос ответственности нотариусов и регистраторов, совершающих противоправные действия. Уж слишком она невысока. "В пределах компетенции Министерства юстиции нарушителям мы блокируем доступ к Реестру. В зависимости от серьезности совершенного действия — сроком на 1, 3 или 6 месяцев. Если же незаконные регистрационные действия осуществлялись регулярно и имели умышленный характер, то доступ к Реестру аннулируется регистратору навсегда. Все данные о регистраторах-рейдерах мы передаем в правоохранительные органы", — поясняет Павел Мороз.

Такое наказание злоумышленников не пугает. "Я могу назвать множество случаев рейдерских атак на имущество банка или собственность, переданную банку в залог, но не могу вспомнить ни одного случая, когда бы коррумпированные чиновники были наказаны по заслугам", — утверждает Павел Гашковец. "Инициированные по заявлению компании еще в 2014 году уголовные дела фактически не расследуются", — вторит ему руководитель юридической группы Arricano Евгений Малеев.

По мнению адвоката компании "Ильяшев и партнеры" Артема Орла, сложившаяся ситуация связана с тем, что в украинском уголовном законодательстве вообще отсутствует определение "рейдерства". Как правило, оно квалифицируется по таким статьям Уголовного кодекса, как "Мошенничество", "Противодействие законной хозяйственной деятельности", "Доведение до банкротства", "Подделка документов, печатей, штампов и бланков, их сбыт, использование поддельных документов", "Постановление судьей (судьями) заведомо неправосудного приговора, решения, определения или постановления". "Это приводит при решении одних и тех же конфликтов вокруг предприятий к принятию правоохранительными органами разных, зачастую противоречивых процессуальных решений", — поясняет юрист.

Ответный удар

В Минюсте согласны с тем, что постоянная отмена незаконных решений регистраторов и нотариусов через комиссию — не решение проблемы. "Мы планируем сузить существующий сегодня принцип экстерриториальности, расширить контрольные функции Министерства юстиции, аннулировать свидетельства нотариусов за неправомерные регистрационные действия, усилить уголовную ответственность за рейдерство. В тех вопросах, где недостаточно полномочий Минюста, привлекаем Национальную полицию, НАБУ и МВД", — рассказывает Павел Мороз.

Эксперты приветствуют планы Минюста по ужесточению ответственности за рейдерство, однако соглашаются не со всеми предложенными новациями. "Например, экстерриториальность очень удобна. Даже в масштабах Киева зачастую проще осуществить необходимые действия у нотариуса через дорогу и не стоять при этом в очередях. Если ее отменить, однозначно нужно будет увеличить число государственных регистраторов в районных администрациях на местах, что повлечет за собой увеличение фонда заработной платы, необходимость поиска дополнительных площадей для их размещения", — поясняет Евгений Соловьев из "Ильяшев и партнеры".

Глава юридической компании "Анте" Андрей Гук считает, что действенным методом предотвращения рейдерства может стать банальная система SMS-информирования представителей компании об изменениях в реестре. Подобную антирейдерскую услугу уже взяли на вооружение в некоторых финучреждениях. "Если у вашей компании открыт счет в нашем банке и у нее меняется руководитель в едином госреестре, мы звоним "уволенному" руководителю и уточняем, все ли хорошо, подтверждает ли он смену руководства", — говорит председатель правления ПриватБанка Александр Дубилет.

Станислав Лурье из "Национальных информационных систем" считает, что нотариусов нужно также обязать получать цифровые ключи для входа в реестр исключительно на защищенном носителе, скопировать информацию с которого невозможно. Сегодня нотариусы могут выбрать в качестве носителя цифрового ключа как защищенный носитель, так и обычную флешку. Если убрать эту возможность, возможности помощников нотариусов вносить изменения в реестр без ведома начальства резко сократятся.