Язык до славы доведет. Как научиться грамотно и красиво говорить

Фото: из личных архивов
Фото: из личных архивов

Студия речевых технологий: навыки коммуникации и правильная дикция сегодня востребованы не только у политиков

Спрос украинцев на новые знания растет не только в интернете. Фокус собрал истории предпринимателей, которые успешно продают образовательные услуги в режиме офлайн.

**********

Своей победой на "Евровидении-2011" в Дюссельдорфе азербайджанский дуэт Ell & Nikki в определенной мере обязан основателю студии речевых технологий "Джам" Ирине Головиной. Его участники Эльдара Гасымова и Нигяр Джамал до конкурса выступали по отдельности, но в национальном отборочном конкурсе набрали одинаковое количество голосов, поэтому было решено отправить их в Германию в дуэте. Подготовка артистов к выступлению на "Евровидении" проходила в Киеве, и Головиной пришлось за две недели научить исполнителей "чувствовать друг друга" и общаться с публикой.

К успеху в столь специфическом бизнесе Головина пришла не сразу. Идея заняться речевыми тренингами пришла выпускнице Киевского института театрального искусства им. Карпенко-Карого в 2010 году, после многих лет работы на телевидении и в PR. В определенный момент профессия перестала приносить Головиной удовольствие. Тогда она решила вспомнить актерские навыки и применить их в новом деле. Создание собственной студии речевых технологий практически не потребовало инвестиций. Начальные вложения ограничились созданием сайта, почасовой арендой помещения для занятий и расклейкой объявлений на столбах.

$100 в час платят политики личным тренерам за постановку речи

Большая часть клиентов Ирины Головиной, которые приходят к ней "ставить дикцию" и овладевать азами актерского мастерства, — отнюдь не артисты. "Часто заказывают корпоративные тренинги для своих сотрудников крупные колл-центры. Много менеджеров IT-компаний. Программисты мало общаются с людьми, поэтому часто говорят "в нос", не произносят половину букв и сильно "зажимаются" на публике. Пока человек сидит за компьютером и пишет код, он особо не задумывается над своей устной речью, но когда он вырастает до менеджера, которому нужно презентовать услуги своей компании, это существенно затрудняет общение и отражается на результатах бизнеса", — поясняет Головина. Риторике и артистичности к ней также часто приходят обучаться юристы и педагоги. В юридических вузах преподают ораторское мастерство, но крайне поверхностно, поэтому многие представители адвокатских контор, выступая в судах, выглядят неубедительно и часто по этой причине проигрывают дела. Преподаватели вузов, как правило, хотят получить навыки работы с голосом, которые позволяют не уставать во время многочасовых лекций. Во время избирательных кампаний Головина работает с народными депутатами. Имена клиентов-политиков называть не хочет, но утверждает, что сегодня их "речами заслушивается вся страна".

Сейчас в студии Головиной проходят курсы длительностью в 2–3 месяца несколько параллельных групп учеников, каждая по 8–10 человек. Участник групповых занятий платит за курс от 2 тыс. до 5 тыс. грн в зависимости от направления обучения. По словам предпринимателя, групповые занятия не приносят особого дохода — заработанных на них денег хватает лишь на оплату аренды и зарплаты тренерам. Зато они позволяют получить хорошую репутацию. "Репутация в нашем деле — это главное. Основную прибыль приносят индивидуальные занятия и корпоративные тренинги. А такие заказчики находят преподавателей преимущественно через сарафанное радио", — говорит предприниматель. Прибыль, полученную от индивидуальных занятий, она не разглашает, но, по словам одного из помощников народных депутатов, стоимость услуг персональных тренеров для лидеров партий в период избирательной кампании может достигать $100 за час.

Главной проблемой своего бизнеса Ирина Головина считает невозможность предсказать количество учеников: "Тут раз на раз не приходится, иногда работы безумно много, а иногда учеников вообще нет". Из-за этого предпринимателю приходится расширять спектр тренинговых услуг, подключая непрофильные курсы — например, разговорного украинского языка и психологии общения. Но для своего бизнеса она видит хорошие перспективы — Украина интегрируется в Европу, где ценится умение грамотно и красиво говорить.