Обмен колкостями. Почему Минэнерго повздорило с Укргаздобычей

Фото: segodnya.ua
Фото: segodnya.ua

Чиновники настаивают на необходимости развития газовой отрасли за счет государственно-частного партнерства, а Укргаздобыча хочет инвестировать преимущественно собственные средства

Затяжной конфликт чиновников Минэнерго и менеджеров государственной газодобывающей компании "Укргаздобыча" (УГД) вокруг планов увеличения добычи отечественного газа вышел на поверхность.

15 сентября представители министерства и крупнейшего добытчика страны представили диаметрально противоположное видение этого вопроса. УГД настаивает, что после повышения закупочных цен на газ в этом году с 1,5 тыс. до 4,9 тыс. грн получила необходимые средства для развития и сумеет увеличить к 2020 году добычу с сегодняшних 14,5 млрд куб. м до 20,1 млрд куб. м, вложив в это $3,5 млрд собственных средств. А в привлечении частных инвесторов компания нуждается лишь для эксплуатации истощенных и труднодоступных месторождений. Чиновники Минэнерго, напротив, утверждают, что правильнее будет собственные средства направить на развитие лишь ключевых месторождений газа, а на остальные привлечь инвесторов. Так можно и получить газ, и сэкономить государственные деньги.

Конфликт разгорелся еще во время работы межведомственной группы по разработке концепции развития газодобывающей отрасли страны, куда входят как глава Минэнерго Игорь Насалик, так и глава УГД Олег Прохоренко. Этот документ предполагает увеличение объема добычи отечественного газа к 2020 году с нынешних 19,3 млрд куб. м до 27,3 млрд куб. м. При этом добычу 20,1 млрд куб. м, или 74% отечественного газа, должна обеспечить государственная Укргаздобыча. Чтобы выйти на этот результат, госкомпания планирует произвести 250 гидроразрывов пласта, провести капитальный ремонт более чем на 1,5 тыс. существующих скважин и пробурить до 270 новых.

Игорь Насалик отправил предоставленную ему УГД концепцию развития компании на экспертизу в Институт газа и получил негативные отзывы. Специалисты не согласились с тем, что при существующей ситуации добыча газа к 2020 года упадет до 9,7 млрд куб. м в год, к чему апеллируют в УГД, обосновывая необходимость масштабных инвестиций в компанию. Также специалисты Института газа оспаривают некоторые технические решения, предлагаемые УГД, к примеру — эффективность массовых гидроразрывов пласта в украинских условиях и целесообразность применения для вытеснения воды из скважин азота, что приводит к ухудшению качества газа. Не согласны в Институте газа и с реалистичностью планов УГД к 2020-му нарастить добычу до 20 млрд куб. м в год. По их мнению, реально достичь уровня добычи в пределах 16–17 млрд куб. м, однако инвестиции в размере $3,5 млрд для достижения этой цели, как они считают, необоснованно завышенные.

Добычу 20,1 млрд куб. м, или 74% отечественного газа, должна обеспечить государственная Укргаздобыча

Прохоренко не согласен с выводами Института газа. Утверждает, что его сотрудники перепутали реальный уровень добычи газа с так называемым базовым уровнем — условным прогнозом добычи в случае отсутствия капитальных инвестиций. Кроме того, он предполагает, что Насалик передал на экспертизу лишь предварительную версию документа, а не полноценную стратегию развития компании, которая сейчас находится на утверждении набсовета УГД. Тем не менее в УГД соглашаются с тем, что эффективность ряда предложенных инженерных решений по увеличению добычи можно будет оценить лишь после их внедрения.

Получив негативную экспертизу планов УГД, Минэнерго решило добиваться увеличения добычи другим путем — передав часть месторождений частным инвесторам на принципах соглашения о разделе продукции. То есть когда частный инвестор вкладывает средства в увеличение добычи на государственном месторождении, а затем добытый газ распределяется между государством и инвестором согласно прописанным в договоре долям.

Варяги в помощь

Минэнерго для начала предложило провести в Полтавской области пилотный проект по привлечению частных инвестиций на несколько уже разработанных месторождений. По замыслу министерства, УГД будет самостоятельно принимать решения, для разработки каких участков следует привлечь инвесторов и какие требования к ним предъявлять. Инвестор финансирует работы по увеличению добычи, после чего базовый уровень добычи (до начала работ) полностью остается за УГВ, а между государством и инвестором распределяется лишь "дополнительный газ".

По мнению Минэнерго, при такой схеме работы все остаются в плюсе: государство получает часть прибыльной продукции и дополнительные налоговые поступления в госбюджет, органы местного самоуправления получают инструмент контроля над операционной деятельностью недропользователей (возможность проводить обязательный экологический аудит, участие в утверждении программ работ и бюджетов), частный инвестор входит в проект с невысокими рисками и получает часть прибыльной продукции, а также быстрый возврат инвестиций.

По оценкам Минэнерго, задействовав инвесторов на пяти крупнейших месторождениях Укргаздобычи в Полтавской области (Яблуновское, Кобзевское, Семенцевське, Абазовское и Комишнянское), через 18 месяцев с начала работ можно обеспечить до 4 млрд куб. м дополнительной добычи газа в год. Это значительно больше, чем прогнозы увеличения добычи УГД за счет собственных инвестиций.

Стремление министерства привлечь частных инвесторов на крупнейшие месторождения очень напоминает коррупционные схемы народного депутата Онищенко

Инициативу министерства поддержал и Полтавский облсовет. По словам местных властей, УГД, ведя разработку газа в области, берет на себя определенные социальные обязательства — например, строительство проселочных дорог. Однако в нынешних условиях выполнение этих обязательств — добрая воля компании, в то время как при подписании договора с инвестором ответственность перед общинами будет зафиксирована документально. К тому же в случае заключения соглашения о разделе продукции с инвестором местные власти могут претендовать на 5% добытого газа, что даст им возможность сократить затраты на отопление социальных объектов. Кроме того, привлечение частных инвесторов из числа международных компаний смогло бы способствовать увеличению инвестиционной привлекательности страны и привлечению крупных газодобывающих концернов на менее интересные месторождения.

Своими силами

В УГД полагают, что привлечение частных инвестиций экономически целесообразно лишь для истощенных месторождений или месторождений на ранней стадии разработки. В таких случаях привлечение внешних инвестиций может ускорить разведку и разработку скважин и снизить риски государственного добытчика. К примеру, Прохоренко не против найти партнеров для разработки одного из месторождений в Карпатах, где необходимо достроить 40 км газопровода.

Как утверждает менеджер, компания подала в министерство список месторождений, для которых считает целесообразным привлечение частных инвесторов, однако в ответ услышала пожелание включить в этот перечень крупнейшие месторождения страны. По мнению Прохоренко, стремление министерства привлечь частных инвесторов на крупнейшие месторождения (Шебелинское, Тимофеевское, Яблуновское, Котелевское), суммарная добыча которых превышает 50% общей добычи УГВ, очень напоминает коррупционные схемы совместных предприятий народного депутата Онищенко, которые выводили добытый газ на подконтрольные им структуры. По его словам, попытки заключить на этих месторождениях инвестиционные договоры с частными компаниями выглядят как попытка получить ресурс государственных недр без инвестиций в базовую разведку и разработку. Кроме того, разработка большей части месторождений одним оператором, по словам Прохоренко, более рентабельна. УГВ, добывая 75% от добычи газа в Украине и производя 90% всей сейсморазведки, по словам менеджера, может получить более низкие цены на эти услуги. К примеру, если при осуществлении операций по гидроразрыву пласта, проведение одиночной операции стоит около $500 тыс., то проведя тендер на сто гидроразрывов, компания получила цену около $150 тыс. за операцию.

Что касается социальной ответственности, то Прохоренко утверждает, что и сейчас готов выполнять социальные обязательства перед местными общинами, а также поддержать законопроект о поступлении в местные бюджеты 5% рентных платежей от добытого газа. Но удастся ли УГД отстоять свою позицию перед Минэнерго, пока не ясно.