Пропускная неспособность. Почему Украине зимой может не хватить угля

2016-10-25 08:45:00

6083 0

На Укрзализныце — острый дефицит подвижного состава, из-за чего возникают проблемы с доставкой топлива на склады теплоэлектростанций

Зимой украинские ТЭС и ТЭЦ, на долю которых приходится 39% общего объёма генерации страны (за первое полугодие тепловые станции выработали 32 млрд кВт/ч электроэнергии), могут остаться без угля из-за проблем с доставкой топлива из портов к складам. У Укрзализныци для перевозки угля не хватает вагонов.

Как стало известно Фокусу, 21 октября министр энергетики Игорь Насалик обратился к Войцеху Балчуну с просьбой поспособствовать доставке груза. «Подготовка и прохождение отопительного периода — это не только дело Минэнергоугля, а всех министерств и ведомств. Хочу обратиться к гендиректору Укрзализныци с просьбой приложить максимальные усилия по обеспечению грузовых перевозок угля на склады украинских ТЭС. Я знаю, что сегодня есть вопросы с грузовыми вагонами, которых не хватает для доставки энергетических марок угля. Но мы все вместе должны приложить усилия для обеспечения украинцев теплом и светом», — говорится в обращении Насалика к главе Укрзализныци.

Сегодня на складах украинских ТЭС накоплено около 1,8 млн т угля, тогда как по плану ещё в середине октября запасы угля должны были достичь 2,3 млн тонн

Сегодня на складах украинских ТЭС накоплено около 1,8 млн т угля, тогда как по плану ещё в середине октября запасы должны были достичь 2,3 млн т. «Катастрофы точно не произойдёт, но такие запасы сложно назвать комфортными. В случае сильных морозов могут возникнуть проблемы», — поясняет глава энергетической ассоциации Украины Виталий Котко.

Парадокс в том, что необходимые объёмы угля уже закуплены. К примеру, государственное Центрэнерго зафрахтовало пять суден, которые доставят в Украину 350 тыс. т углей антрацитовой группы. Первое из этих судов с 72 тыс. т угля пришло в сентябре. Ещё четыре судна, каждое из которых перевезёт по 72 тыс. т, зафрахтованы до конца года.

Накапливает уголь и ДТЭК Рината Ахметова. Минэнерго принял постановление, согласно которому тепловым станциям будут давать заказы на генерацию электроэнергии не только в зависимости от цены, которую они предлагают, но и их запасов угля. То есть чем больше угля на станции, тем больше энергии у неё купят. Такое решение Минэнерго заставило ДТЭК активно заняться пополнением своих запасов как за счёт угля с собственных шахт, так и за счёт покупки топлива, добываемого на госшахтах, и импорта.

Основная проблема в том, что активизация грузовых перевозок, связанная с некоторым оживлением металлургии наряду с высокой изношенностью подвижного состава Укрзализныци привела к неспособности перевозчика обеспечить своевременную доставку угля с портов на станции.

Пока график накопления запасов угля соблюдается, однако Насалик не исключает, что из-за проблем с логистикой с поставками могут возникнуть проблемы. «Наши порты дают возможность переваливать до 600 тыс. т угля в месяц, но сухопутная логистика ещё не отработана так, чтобы весь этот объём можно было принять», — поясняет чиновник.

По оценке главы Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, Укрзализныце для обеспечения бесперебойного грузооборота не хватает около 10 тыс. вагонов. Обостряет ситуацию и нехватка локомотивов. «В этом году из 135 локомотивов, которые должны были пройти заводской ремонт, отремонтировали лишь 18. Нехватка «тяги» повышает срок оборачиваемости вагонов», — поясняет экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава.

Сам Балчун утверждает, что делает всё что может. «Помочь найти вагоны» — это хорошо звучит. Предыдущее руководство УЗ наполовину урезало расходы на их ремонт. Мы увеличили финансирование (на ремонт и закупку вагонов) почти на 1 млрд грн, заводы работают в три смены. Но утраченное время, к сожалению, не вернуть. Если говорить об операционной эффективности УЗ, то эту ситуацию я за несколько недель не изменю», — говорит менеджер.

Озабочено проблемой нехватки вагонов и Мининфраструктуры. Главе МИУ Владимиру Омеляну уже удалось договориться с Европейским банком реконструкции и развития о предоставлении УЗ кредита в $90 млн. на закупку новых вагонов при условии отмены распоряжения Кабмина о запрете отчуждения грузовых вагонов государственных железнодорожных предприятий, принятого при Николае Азарове. МИУ уже инициировало отмену этого распоряжения.

Предпринятые МИУ и УЗ меры позволят избежать возникновения дефицита подвижного состава в будущем. Но как доставить уголь из портов на станции сейчас, пока не знает никто. Как поясняет Вовк, подобные проблемы возникают не в первый раз, и раньше их решали «в ручном режиме». Попросту говоря, УЗ предоставляло вагоны для перевозки угля, отказывая в доставке грузов другим клиентам.

Ситуация неоднозначная. Хоть Минэнерго недавно достроило высоковольтные линии, связывающие Ровенскую и Хмельницкую АЭС с центром страны, и блоки АЭС заработали на полную мощность, тепловая генерация по-прежнему играет существенную роль. В случае нехватки угля придётся использовать газ. Так как газ гораздо дороже угля, это приведёт к значительному удорожанию электроэнергии для промпотребителей, а следовательно, к понижению конкурентоспособности украинской промышленности.

Loading...