На земле и в небе. Владимир Омелян о перспективах транспортной отрасли

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Министерство инфраструктуры рапортует об успешных транспортных реформах. Однако до полноценной интеграции Украины в европейскую транспортную сеть еще далеко

Для большей части обывателей министр инфраструктуры Владимир Омелян — пламенный борец за дешевые авиабилеты (которые в авиационной тусовке уже успели окрестить Omelyan Fare). А для транспортного бизнеса — скорее популист, профессиональные качества которого вызывают сомнения. Вероятно, не справедливо ни то, ни другое. Омелян вполне профессионально решает важные для государства и крупного бизнеса вопросы в области железнодорожных перевозок и управления морскими портами, но в то же время откровенно заигрывает с электоратом, задумываясь о будущем. "После министерства, наверное, попробую себя в политике. Не получится — буду искать что-то дальше", — делится планами Омелян.

Железная логика

Мы встречаемся с Омеляном после итоговой пресс-конференции ведомства в середине декабря. На ней как сам министр, так и все его подчиненные коротко отчитались о проделанной за год работе. А вот начальство не пришло. В близких к Кабмину кругах поговаривают, что Владимир Гройсман недоволен повышенной активностью транспортного министра. Весной этого года между Омеляном и Гройсманом произошел публичный конфликт из-за бывшего главы Укрзализныци Войцеха Балчуна. Тогда Омелян критиковал экспата, а Гройсман поддерживал. Однако впоследствии министру инфраструктуры удалось отстоять свою позицию. Место Балчуна занял замминистра инфраструктуры Евгений Кравцов. "Тогда я оперировал более детальной информацией, и оказалось, что я прав. Балчун в итоге подал в отставку", — с гордостью говорит Омелян.

Впрочем, нельзя сказать, что Кравцову удалось коренным образом изменить работу ведомства. По словам министра, заявки отправителей грузов удовлетворяются на 30–50%. Локомотивов хронически не хватает. Решение этой проблемы Мининфраструктуры видит прежде всего в изменении кадровой политики. "Все начинается с людей. Нужно качественное управление и пересмотр административного аппарата УЗ, который сегодня пожирает 25% ресурсов. Вопрос кадровых назначений я поднимаю ежедневно. Но мне отвечают: завтра, завтра, завтра…", — говорит чиновник.

"Почему мы приветствуем появление второго национального перевозчика Sky Up? И Ryanair, и МАУ начинали с двух самолетов, эти начинают с четырех"

Впрочем, Омелян настроен оптимистично. Он возлагает большие надежды на принятие нового закона о железнодорожном транспорте, который "висит" в ВР с 2015 года. Сейчас наконец появилась реальная возможность его принять. "Этот вопрос рассматривался на совместном заседании Транспортного комитета ВР и Комитета по евроинтеграции. Членов комитетов удалось убедить, что без развития инфраструктурных проектов никакая евроинтеграция не возможна. Многим нынешняя ситуация нравилась. Но при помощи Брюсселя мы ее переломили. Эти инициативы проголосуют", — уверяет министр.

Если Омеляну действительно удастся пролоббировать принятие закона, спустя два года переходного периода на украинских рельсах появятся частные операторы тяги. Тот же СКМ Рината Ахметова получит возможность самостоятельно перевозить грузы. Наверняка работа на крупнейшей по протяженности железной дороге Европы заинтересует и иностранных операторов. А конкуренция — лучшее лекарство от коррупционных схем. Правда, кто и как в случае допуска на рынок грузовых перевозок независимых операторов будет субсидировать убыточные пассажирские перевозки, понимания пока нет. Например, в Германии это делает государство, но в украинском бюджете вряд ли найдут свободные средства.

Трудности перевода

Неудачный опыт с назначением руководителем УЗ поляка не остановил Омеляна от дальнейших экспериментов по привлечению экспатов. И два других назначения оказались вполне удачными. Речь идет об экс-министре транспорта Польши Славомире Новаке, возглавившем Укравтодор, и латыше Райвисе Вецкаганисе, который стал главой Администрации морпортов Украины.

Долгие годы морпорты были одними из самых коррумпированных госкомпаний страны. Фактически их поделили между собой представители крупного бизнеса, которые получали прибыль со стивидорных операций, в то время как поддержание причальной инфраструктуры и дноуглубительные работы ложились на государство. Вецкаганису удалось вернуть портам определенную управляемость, что позволит в перспективе прозрачно привлекать международных операторов для аренды или концессии. К примеру, сейчас идут переговоры Мининфраструктуры с Hutchison Port — одним из крупнейших в мире операторов морпортов. Компания подает заявку на аренду части порта Черноморск и собирается заниматься контейнерными перевозками.

Неплохо чувствует себя на посту главы Укравтодора и Славомир Новак. Ему удалось наладить отношения с европейцами и добиться выделения средств на ремонт нескольких дорог, ведущих к пропускным пунктам на границе с ЕС. Да и выделяемые из бюджета средства он использует более эффективно, чем его предшественники. По уверениям экспертов, при Новаке перестали завышать цены на ремонтные работы. Хотя с их качеством у Укравтодора по-прежнему проблемы. Подрядчики дают гарантию всего на несколько лет.

Первым делом самолеты

Омелян снова говорит о том, что Ryanair в Украине будет. Пусть не в этом году, так в следующем

Впрочем, на морпортах и локомотивах электоральных симпатий не заработаешь. То ли дело авиация, привлечение лоукостов и билеты в любой уголок Европы по 30 евро. Эпопею с приходом в Украину Ryanair можно назвать одним из самых громких скандалов года. Сначала ожидали, что ирландский перевозчик начнет полеты в концессионный аэропорт Киев (Жуляны). Однако непосредственно перед совместным брифингом коммерческого директора Ryanair и Омеляна выяснилось, что с руководством Жулян договориться так и не удалось. Пришлось импровизировать и объявлять о полетах из государственного Борисполя. Но даже несмотря на непосредственное участие главы Мининфраструктуры в переговорах, стороны не договорились. Ryanair отменил уже назначенные рейсы и вернул пассажирам деньги за купленные билеты.

В провале переговоров Омелян обвинил лоббистские интересы МАУ Игоря Коломойского. Но сейчас страсти поутихли. "У меня личного конфликта с МАУ нет, и я уверен: чем конкурентнее среда, тем компания сильнее", — уверяет министр.

Тем более у Омеляна появился очередной повод поговорить об авиации. Речь идет о Sky Up, дочерней компании туроператора Join Up. Несмотря на то, что статус "дочки" туроператора прозрачно намекает, что перевозчик будет специализироваться преимущественно на чартерных рейсах, Омелян уже называет Sky Up "национальным перевозчиком" и сулит компании великое будущее.

"Почему мы приветствуем появление второго национального перевозчика Sky Up? И Ryanair, и МАУ начинали с двух самолетов, эти начинают с четырех". По уверениям Омеляна, компания в скором времени начнет выполнять внутренние рейсы Киев — Одесса, Львов — Одесса и Харьков — Одесса.

Нечто подобное пару лет назад заявляли и члены "Ассоциации авиапредприятий Украины" — дочерняя компания турецкого перевозчика AtlasGlobal и "Браво", которую связывают с Родригесом Мерхежем. Однако их интерес к внутренним перелетам быстро угас.

Но, по всей видимости, Омеляна это особо не смущает. Он снова говорит о том, что Ryanair в Украине будет. Пусть не в этом году, так в следующем. А значит, все только начинается.