Верю не верю. Что из слов чиновников Мининфраструктуры правда, а что откровенный пиар

Глава Укравтодора Славомир Новак
Глава Укравтодора Славомир Новак

Фокус проанализировал высказывания руководителей Укравтодора, Укрзализныци, Администрации морпортов и Львовского аэропорта во время итоговой пресс-конференции Мининфраструктуры

Мининфраструктуры второй год подряд в конце декабря проводит грандиозную презентацию результатов работы ведомства. По уровню технического оснащения и креативности постановки мероприятие напоминает скорее не отчет о проделанной работе, а презентацию новой модели iPhone. А вот тезисы, которые озвучивались на этом событии, достаточно спорные. Посетив мероприятие и пообщавшись с экспертами, корреспондент Фокуса разобралась, что из слов чиновников и руководителей инфраструктурных госкомпаний правда, а что неподкрепленный реальными фактами пиар.

"Год за годом, километр за километром, мы будем делать европейскую сеть дорог тут, в Украине"


В этом году дороги наконец-то начали ремонтировать. И это уже отметили автомобилисты. По словам руководителя Укравтодора Славомира Новака, в 2017 году удалось провести капитальный ремонт 2,1 тыс. км автомобильных дорог. "В этом году отремонтировано в два раза больше автомобильных дорог, чем в прошлом. Плюс применение в ремонте маршрутного принципа делает его результаты ощутимыми для многих украинцев. Ремонтируются те дороги, где большая интенсивность движения", — поясняет экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава. А если сравнивать с 2014 годом, когда отремонтировали лишь 104 км дорог, результат впечатляет.

Но учитывая общее состояние дорожной инфраструктуры страны, это очень мало. Да и ремонт производился преимущественно за счет международных доноров.

В 2018 году наконец полноценно заработает Дорожный фонд. Он будет наполняться за счет акцизных платежей. Но на кардинальное улучшение ситуации сразу после его запуска надеяться не стоит. "Если мы запустим Дорожный фонд, проведем изменения в структуре управления автодорожной отрасли, состоится реформа Укравтодора, — можем осторожно рассчитывать на позитивные итоги на через 3–5 лет", — поясняет директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.

"Укрзализниця сегодня продвигает страну вперед. Я в этом уверен уже сейчас, а все вы увидите это уже в ближайшее время"


Александр Кава обращает внимание на то, что в этом году у УЗ появились новые пассажирские маршруты. Особо можно отметить увеличение числа международных рейсов, запуск поездов Ужгород — Лисичанск, Ивано-Франковск — Константиновка, а также поезд с вагонами-трансформерами из Киева в Запорожье.

Кроме того, ведомство начало активно приобретать грузовые вагоны. Их в этом году закупили около 3 тыс., причем вагоны выпускаются на мощностях УЗ. По пассажирским вагонам результаты скромнее — их приобрели около 30 штук.

Сергей Вовк также отмечает, что работа УЗ во второй половине года стала конструктивнее, чем при Войцехе Балчуне. "Качество диалога между рынком и министерством в последние месяцы дает надежду, что от конфликта, который был в начале года, мы переходим к конструктивной модели развития, где стороны стараются слышать друг друга", — считает он.

Однако Вовк уверен, что нынешние улучшения — "лишь капля в море". Кардинальные реформы ж/д транспорта — развитие скоростного сообщения, масштабная модернизация тяги и подвижного состава, борьба с коррупцией в ведомстве — все еще "на паузе".

"В этом году мы переступили порог в 1 млн пассажиров, мы достигли 50% роста перевозок"


Ожидаемо самые яркие высказывания касались авиации. "Украинский рынок авиаперевозок продемонстрировал один из наиболее высоких темпов роста в Европе. Это очень хороший фон, чтобы делать авиационный транспорт более привлекательным для рядовых потребителей, чтобы он мог постепенно выходить на объемы перевозок, которые есть, к примеру, у Польши. Успех будет зависеть от уровня конкуренции, от готовности заходить на рынок новых операторов", — уверен Сергей Вовк.

Другой вопрос — какова роль в увеличении пассажиропотока Мин­инфраструктуры. Из реальных дел прежде всего стоит отметить снижение аэропортовых сборов Борисполем. Пока неясно, чем закончится очередная глава саги о приходе Ryanair, но WizzAir уже говорит о желании перейти из аэропорта Киев (Жуляны) в Борисполь.

Также в ближайших планах ведомства — разрешить госаэропортам с пассажиропотоком более 5 млн человек устанавливать аэропортовые сборы самостоятельно, без согласования с чиновниками. "Мининфраструктуры собирается провести дерегуляцию для аэропортов, но пока это будет приказ для Борисполя, так как другие крупнейшие аэропорты обслуживают 1–1,5 млн пассажиров", — поясняет авиационный эксперт Богдан Долинце.

Стоит отметить и улучшения в работе подведомственной МИУ Госавиа­службы, которая начала процесс активизации воздушного сообщения со странами ЕС и Азии. "Это позволит увеличить количество рейсов из Украины и сделать рынок более конкурентоспособным", — добавляет Долинце.

Однако не следует забывать и о роли в увеличении пассажиропотока МАУ, которая в 2015-м начала трансформацию из регионального перевозчика в гибридную хабовую компанию и сейчас стремительно наращивает флот и экспансию на рынках СНГ и Восточной Европы. Равно как и о глобальных трендах авиации — таких, например, как повышение конкуренции между бюджетными компаниями в Восточной Европе из-за опасения расширять сетку полетов в Великобританию. Пока непонятно, какие правила установят англичане после развода с ЕС. Именно повышение конкуренции на рынках континентальной Европы заставило WizzAir наращивать присутствие в Украине.

Нужно помнить также и о том, что небывалый рост пассажиропотока стал возможен благодаря банальной низкой сравнительной базе после обвала гривны в 2015 году и прекращения авиасообщения с Россией.

"Главное направление работы АМПУ — это капитальные инвестиции"


В этом году Мининфраструктуры работало над повышением прозрачности и эффективности Администрации морских портов. "Я бы выделил активизацию инвестиционных проектов в портовой отрасли. В 2016 году была ужасная ситуация с управляемостью АМПУ. В этом году удалось переломить тенденцию. Государство в лице АМПУ начало реализовывать свою часть работы в рамках государственно-частного партнерства", — отмечает Сергей Вовк. Речь идет о программах дноуглубления в портах. Сейчас запускается ряд крупных проектов в портах Южный и Ильичевск.

На 2018 год планы у АМПУ амбициозные. Они связаны в первую очередь с тем, что Кабмин снизил норму отчисления чистой прибыли портов в бюджет с 75% до 50%. Эти деньги пойдут на капитальные инвестиции. Также отрасль ожидает новый алгоритм формирования портовых ставок.

Помимо морпортов, Мининфраструктуры пыталось улучшить ситуацию и со стагнирующими речными перевозками. Однако здесь успехи куда скромнее из-за того, что парламент до сих пор не принял закон о внутренних водных путях. Этот документ необходим, чтобы речные перевозки стали интересны не только двум ключевым операторам страны — Укрречфлоту и "Нибулону", но и иностранным компаниям.