Активы выходят из себя: с какой стати в разгар кризиса в Украине открываются новые банки

Украинские финансисты выводят деньги из проблемных банков и экономики за рубеж.  Тем удивительнее выглядит появление в стране новых банков

Related video

Привлекательность Украины в глазах инвесторов опустилась ниже некуда. С первых дней 2009 года европейские и американские деловые издания в один голос предрекают ей дефолт. "Капитал вывозят с помощью офшорных компаний и банков, не в чемоданах же деньги вывозить", – говорит Анатолий Цымбал, директор компании Nexus (занимается налоговым консультированием).

И что же на этом фоне означает появление в стране новых финансовых учреждений? В 2009 году НБУ зарегистрировал три банка – Профит Банк, Диапазон-Максимум Банк и Авант-банк, а Госфинуслуг – четыре страховые компании.

В докризисные времена отечественные банкиры учреждали банки, чтобы с выгодой перепродать их иностранным инвесторам. Украинский рынок банковских услуг ежегодно удваивал свои объемы, а потому считался привлекательным и перспективным. Одним из последних на подножку отъезжающего поезда вскочил Леонид Черновецкий, совладелец Правэкс-Банка, за который в феврале прошлого года итальянская группа Intesa Sanpaolo заплатила $750 млн.

Теперь все изменилось, и инвесторы думают лишь о том, как уменьшить возможные убытки. Свежий пример – сворачивание розничных офисов ИНГ Банк Украина. Встав перед выбором – инвестировать дополнительно $500 млн. или полностью свернуть направление – менеджмент голландской ING Group решил экономить. Розничные отделения ИНГ Банк Украина навсегда закроют свои двери для клиентов в конце мая.

Далеко не у всех владельцев проблемных банков есть желание и возможность тратить деньги на их оздоровление. Злые языки утверждают, что банкиры и страховщики переводят здоровые активы в новые структуры с незапятнанной репутацией.

"Владельцы или менеджмент проблемных финучреждений могут пойти на выведение активов и искусственное банкротство своих предприятий, чтобы учредить новую, чистую компанию или банк, завести туда активы и начать послекризисную жизнь с чистой репутацией и безукоризненным имиджем", – заявил председатель Госкомиссии по регулированию финансовых рынков Виктор Суслов.

Эксперты отмечают, что перед многими банкирами сейчас стоит дилемма: либо попытаться спасти банк, испытывающий трудности, либо вывести здоровые активы в новую структуру. "Некоторые банкиры и собственники банков идут на то, чтобы вывести здоровые активы из банков, терпящих бедствие, в параллельные структуры. Хотя никто не может сказать, когда кризис закончится, но рано или поздно это случится, и они пойдут вперед с чистым балансом", – предсказывает первый заместитель председателя дочернего банка "Сбербанка России" Владислав Кравец.

"Существует множество способов вывести активы из банка буквально за неделю: это и покупка "мусорных" акций и облигаций, которые в реальности ничего не стоят", – рассказывает член правления крупного столичного банка. Еще проще выдать крупные кредиты связанным с учредителями банка фирмам.

"Некоторые банки перед приходом временных администраторов пытаются вывести деньги, выдавая кредиты нужным людям", – говорит заместитель председателя правления НБУ Александр Савченко. По его словам, если банк в тяжелом финансовом положении выдает кредиты, значит, нарушается закон.

Однако представители вновь созданных финансовых учреждений отрицают свою причастность к подобным схемам. Председатель новосозданного Авант-банка Анатолий Дробязко заявил Фокусу, что его банк основан группой физических лиц, которые являются учредителями компании "Лоренс Групп". "Компания занимается бизнесом в сфере недвижимости", – сообщил банкир. По его мнению, нынешнее время – удачный момент для начала нового бизнеса в банковской сфере. "Кризис – это синоним передела рынка. Два года назад была высокая конкуренция, и вход на рынок стоил недешево, – считает г-н Дробязко. – В нашей стране как никогда буксуют взаиморасчеты, все больше банков теряют ликвидность, и мы бы хотели на первом этапе зарекомендовать себя как расчетный банк".

Шаги по выводу активов могут нанести непоправимый урон репутации хозяев финансово-кредитного учреждения. "Это моральный выбор каждого: сохранить имя или пойти по легкому пути, который позволит сохранить активы, но потерять репутацию. После такого шага люди будут понимать, что с учредителями такого банка работать рискованно", – предостерегает Владислав Кравец. Банкир вспоминает, что похожие проблемы испытывали банки в России во время кризиса 1998 года: "В некоторых случаях уровень проблемных активов достигал 50%. Но многие банки выстояли, очистились, встретили следующий кризис с нормальным состоянием активов, но главное – сохранили репутацию и имя на рынке".

Эксперты не исключают, что потерявшие платежеспособность банки, которые не получат государственной помощи путем рекапитализации, будут подвергнуты процедуре перевода активов принудительно. Такая схема может быть узаконена в ближайшее время под влиянием международных финансовых организаций. В частности, переводить вкладчиков и беспроблемные активы в жизнеспособные банки предложил директор Всемирного банка по Украине, Белоруссии и Молдавии Мартин Райзер. Проблемные активы, согласно рекомендациям ВБ, должны быть изъяты и ликвидированы. По мнению г-на Райзера, соответствующие изменения в законодательстве парламенту страны необходимо рассмотреть безотлагательно, "чтобы предотвратить потерю доверия и негативное влияние на всю систему".

Однако такие проекты пока находятся лишь на стадии обсуждения, утверждают чиновники НБУ. "Сейчас обговариваются различные идеи, например, передать государственному Ощадбанку жизнеспособные активы и все пассивы проблемных банков, а под проблемные активы выделить государственную кредитную линию. Но пока много законодательных препон", – рассказывает директор департамента внешнеэкономических отношений Нацбанка Сергея Круглик. По информации чиновника, основным методом спасения банков останется рекапитализация.