ДТЭК №2. Зачем Виталию Кропачеву вертикально-интегрированный холдинг на рынке угля

УНИАН
УНИАН

В чьих интересах собираются осколки империи Александра Януковича, и чего ожидать от приватизации «Центрэнерго»

В этом году угольная гегемония ДТЭК Рината Ахметова пошатнулась. Это произошло из-за стремительного роста активов еще одного донбасского предпринимателя – Виталия Кропачева. На сегодняшний день он владеет контрольным пакетом акций предприятия, которое в рамках государственно-частного партнерства ведет добычу угля на шахте "Краснолиманская", тремя обогатительными фабриками и логистической компанией. Все свои активы предприниматель собирается замкнуть на одну управляющую компанию – "Укрдонинвест". Фактически, в угольной отрасли страны может появиться еще один вертикально-интегрированный холдинг.

Осколки империи

Активы Кропачева объединяет любопытная черта – во времена Януковича они входили в угольную империю сына Януковича. Обогатительные фабрики Кропачева ранее принадлежали связанной с Александром Януковичем компании "Донбасский расчетно-финансовый центр". Контрольный пакет акций шахты "Краснолиманская" Кропачев купил у Игоря Гуменюка. Последнему также часто приписывают управление активами в интересах Януковича.
Кропачев заявляет о дружеских отношениях с Гуменюком, однако Михаил Волынец, глава Независимого профсоюза горняков Украины уверяет, что Гуменюк продал контрольный пакет акций шахты, так как его "просто дожали".

По словам Волынца, в ближайших планах Кропачева получить контроль над шахтами "Новогродовская" и "Котляревского" (бывшая шахта "Россия"). Сам Кропачев отрицает какое-либо влияние на работу этих предприятий.

Приобрести внушительные активы бизнесмену из г. Торез удалось буквально за несколько лет. "Он с Донбасса и имеет много связей. И не новичок в угольном бизнесе. К тому же не секрет, что и шахта "Краснолиманская", шахты ГП "Селидвугилля", и ряд других имеют огромные запасы угля. Почему они не разрабатывались раньше — это совсем другой вопрос. Значит, вечно дотационные государственные шахты были кому-то выгодны. Сейчас изменилась ситуация", – комментирует ситуацию Татьяна Бойко, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ Гражданской сети "ОПОРА".

"Более 200 млн тонн запаса углей на "Краснолиманской". Никто не развивает добычу, проходку не проводит. ОАО эксплуатирует шахту, затраты по содержанию шахты кладут на государство", – говорит Волынец, отмечая, что такая же схема будет работать и на шахтах "Селидвугилля", которые собирается покупать Кропачев.

Прицельная скупка ранее принадлежащих Януковичу активов, как и добыча на самых рентабельных из госшахт невольно порождают слухи о тесных связях Кропачева с властью. Его часто называют "смотрящим по угольной отрасли" от Игоря Кононенко, первого зама президентской партии в парламенте и армейского друга Петра Порошенко. Впрочем, и Кропачев, и сам Кононенко какие-либо связи отрицают.

С прицелом на Центрэнерго

В истории успеха Кропачева интересны не столько его связи с элитами страны, сколько видение дальнейшего роста своего бизнеса. А Виталий Кропачев собирается ни много ни мало, как приобрести контрольный пакет акций государственного ПАО "Центрэнерго". Уже сейчас подконтрольная Кропачеву "Краснолиманская" осуществляет туда 45% поставок угля. Остальные 55% закупаемого теплостанциями "Центрэнерго" угля обогащается на обогатительных фабриках бизнесмена.

Интересно, что в последних торгах по поставкам угля государственным ТЭС приняла участие только одна компания – "Шахтерсктранс", которую также связывают с торезским бизнесменом. ДТЭК и "Госуглепостач" не заинтересовались участием в аукционе.

"Центрэнерго" дважды проводило открытые электронные торги на "Украинской энергетической бирже" – 27 ноября и 30 января. Условия последнего тендера позволяли всем желающим принять участие. Но пойти на тендер и для ДТЭК, и для "Госуглепостач" автоматически означало снизить цену. Кропачев оба раза, даже при отсутствии конкуренции, предложил цену ниже "рыночной", - говорит Татьяна Бойко. Кропачев продавал уголь по 2,4 тыс. грн за тонну, в то время как другие поставщики ожидали продать сырье по 2,5 тыс. грн за тонну.

Александр Харченко, директор Центра исследования энергетики, считает, что на рынке с ограниченным количеством игроков демпинг цен просто так не происходит. "Это исключительно "междусобойчик" между ДТЭКом и конкурирующими группировками, которые контролируют шахты Минэнерго, либо имеют минимальные активы в своем распоряжении", – поясняет Харченко. По его словам, ДТЭК пытается сыграть в повышение цен и хотел бы организовать дальнейшее повышение закупочных цен на уголь.

"Кропачев, видимо, чтобы застолбить за собой поставки, готов пойти на локальное снижение цен", - говорит директор Центра исследования энергетики.

Солидарен с ним и Лев Пидлисецкий, глава подкомитета по вопросам электроэнергетики парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса: "Конкуренция между двумя всегда лучше, чем наличие одного. Мне это нравится. То, что Кропачев является конкурентом на поставки в Центрэнерго, это хорошо", – говорит он.

По пути Ахметова

Однако желание Виталия Корпачева купить Центрэнерго довольно неоднозначно. С одной стороны, продавать "Центрэнерго" нужно. "Эта компания де-юре государственная, по факту там "приватизированный" менеджмент и все происходящее идет не в пользу государства. Если кто-то заплатит государству деньги и государство не будет на этом терять – возможно, это и не худший вариант", – считает Пидлисецкий. С другой стороны, продать компанию было бы резоннее после того, как заработает конкурентный рынок электроэнергии. "Сегодня если будет новый собственник Центрэнерго, он придет в НКРЭКУ и договорится о тарифе. Надеяться, что кто-то из реальных инвесторов на такие условия придет, не стоит. Те, кто знают, как договариваться, конечно, будут заинтересованы в приватизации", – поясняет народный депутат.

Александр Харченко сомневается в том, что Виталий Кропачев на самом деле настроен покупать Центрэнерго: "Я достаточно пессимистичен и насчет "хочу купить", и насчет самой приватизации. У нас люди, которые хотят купить, интервью об этом не дают. Особенно в среде "донецких парней". Уверен, что приватизация "Центрэнерго" либо не состоится, либо состоится под кого-то. И никакого добра "Центрэнерго" это не принесет".

Но вот амбиции Кропачева по созданию компании, которая станет вертикально-интегрированным холдингом по снабжению Центрэнерго топливом, эксперты не отрицают. "Речь идет о вертикальной интеграции активов: добыча, обогащение, поставка и потребление тепловой генерацией. Фактически, активы во всех четырех сферах есть у группы ДТЭК, к этому и двигается Кропачев", - говорит Роман Ницович, директор программ DixiGroup.

Это еще один аргумент в пользу связей Кропачева с властями. Без гарантий поставок создавать подобный вертикально-интегрированный холдинг нет смысла.