Страшно, аж жуть. Как российские санкции повлияют на украинский бизнес

Почему "списки Медведева" не будут иметь никакого влияния на украинскую экономику, рассказывает Фокус

Россия с 1 ноября ввела экономические санкции против Украины. Под их действие попали 322 украинцы и 68 компаний. В основном, это политики, среди которых депутаты Верховной Рады, члены правительства, чиновники администрации президента, некоторые мэры и руководители крупных компаний. Часть тех, кто оказался в списке, уже прокомментировали в соцсетях, что считают за честь попасть под российские санкции, ведь это признание их проукраинской позиции.

Как говорится в постановлении российского правительства, санкции предусматривают блокирование безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и имущества на территории России, а также запрет на перечисление средств (вывод капитала) за пределы РФ.
Эксперты, с которыми пообщался Фокус, сходятся во мнении, что санкции введены прежде всего с политической целью, чтобы повлиять на медийное поле и не будут иметь никакого экономического влияния.

Санкционная война Украины с Россией началась еще 5 лет после аннексии Крыма. Тогда Украина прекратила сотрудничество с Россией в военной сфере и сфере безопасности. Впоследствии санкции расширили и на другие сферы, конкретизировав перечень лиц и предприятий. В целом же, по сравнению с 2013 годом, товарооборот между Украиной и РФ уменьшился почти в 4 раза. Однако, несмотря на санкции, некоторые бизнесмены все же не разрывали связей с Россией.

Политическая метка

"Главная роль этих санкций – пиарно-электоральная. Это попытка создать иллюзию, что какие-то политики, которые ведут пророссийскую политику, являются как бы под санкциями, а потому они якобы проукраинские. Или же попытки завести нас в дискуссию, почему кто-то не попал под санкции, возможно, он агент Кремля", – считает Максим Нефедов, первый заместитель министра экономического развития и торговли Украины.

С тем, что санкции являются политической акцией, соглашается и Александр Паращий, директор аналитического отдела инвестиционной компании Concorde Capital. Он подчеркивает, что непонятно, по какому принципу формировался санкционный список, ведь в него попали люди, которые проявляли публичную симпатию к России и люди из окружения пророссийских политиков.

"Это просто политический список. Очевидно, не все люди, которые включены в список, имеют ярко выраженную антироссийскую позицию"

"Я думаю, что это просто политический список. Очевидно, не все люди, которые включены в список, имеют ярко выраженную антироссийскую позицию. Тот же Виктор Пинчук писал различные статьи в The Washington Post о том, как нужно дружить с Россией. Тем более, он имеет бизнес-интересы в России и, очевидно, что он не мог занимать антироссийскую позицию ", – отмечает Александр Паращий.

При этом, по его словам, бизнес Пинчука частично пострадает от санкций, ведь его предприятия поставляют в Россию колеса для железнодорожных вагонов и трубы. "Это, конечно, не те объемы, которые были 10 лет назад, но до 20% выручки Interpipe прошлого года были связаны с Россией. В этом году объемы будут значительно меньше даже без санкций", – отмечает он.

Он подчеркивает, что в списке нет самых богатых украинских олигархов, имеющих экономические связи с Россией – Рината Ахметов и Игоря Коломойского. Хотя там есть люди из окружения Ахметова, в частности руководители его предприятий – директор "СКМ" Олег Попов, директор "Метинвеста" Юрий Рыженков. Но директора ДТЭК почему-то нет.
Отсутствует в списке и президент Украины Петра Порошенко, который, несмотря на многочисленные заявления, до сих пор не продал Липецкую фабрику в России, хотя она уже и не работает. В целом, среди всех, кто будет участвовать в президентской гонке, под российские санкции попали только Юлия Тимошенко и Олег Ляшко.

"То, что в список не включили Порошенко, но включили Тимошенко, наверное, является политическим подарком Юлии Владимировне, чтобы усилить ее риторику о том, что она – враг Путина. Из всех политиков, которых упоминают в президентских рейтингах, в списке есть только Тимошенко и Ляшко. То есть нет ни Садового, ни Вакарчука, ни Гриценко, которые точно более враждебно настроены к Путину, чем Тимошенко или Ляшко ", – обращает внимание Александр Паращий.
Максим Нефедов подчеркивает, что введенные сейчас санкции – не новый шаг. За 4,5 года с начала войны с Россией, Украина уже немало потеряла от экономической агрессии – перекрытия транзита, запрета на импорт товаров и многого другого.

"В долгосрочном плане санкции в дальнейшем уменьшают зависимость нашей экономики и политики от страны-агрессора"

"Многие люди почему-то оценивают потери от войны, связанные с пулями и бомбами, но экономика Украины очень сильно пострадала от экономической агрессии. С этим связано большое падение в 2014-15 году. У нас есть несколько исков во Всемирной торговой организации в Россию, но они будут рассматриваться годами ", – отмечает Нефедов.
В конце концов, если для отдельных бизнесменов российские санкции и могут иметь негативное влияние, то с политико-экономической точки зрения для Украины это скорее хорошо, чем плохо.

"В долгосрочном плане санкции в дальнейшем уменьшают зависимость нашей экономики и политики от страны-агрессора", – считает Владимир Дубровский, старший экономист CASE-Ukraine.