Обещанного три года ждут. Как среднесрочное бюджетное планирование поможет ремонтировать украинские дороги
В декабре 2018 года парламент одобрил переход Украины на трехлетнее бюджетирование. Фокус выяснил, какие украинские проблемы, ставшие уже традиционными, поможет решить это новшество
Украина, подобно работнику, живущему от зарплаты до зарплаты, на протяжении всей истории своей независимости планировала государственные расходы только на год вперед. Главную финансовую смету страны традиционно в спешке принимали в последние дни уходящего года, когда граждане скупали продукты к праздничному столу и отваривали овощи для оливье. Порою, страна и вовсе вступала в новый год без бюджета и балансировала в таком подвешенном состоянии по несколько месяцев.
Жить одним годом
Следствием подобного недальновидного отношения к бюджетному процессу стали традиционные проблемы с финансированием масштабных инфраструктурных проектов и хаотичное освоение остатков бюджетных средств на излете года.
Как отмечает ведущий аналитик BRDO Игорь Лавриненко, многие инвестиционные проекты (мосты, туннели, порты и т.п.), реализуются более одного года, и при годовом бюджетировании нет никакой уверенности, что на их продолжение будут выделять деньги. Результатом подобного непоследовательного финансирования инфраструктурных проектов в Украине стало появление множества недостроев, в числе которых пресловутые мосты через Днепр и новый корпус больницы Охматдет.
Кроме "живописных руин", еще одним красочным символом годового бюджетного планирования можно назвать укладку асфальта под снегом, чему украинцы уже даже перестали удивляться. "При годовом бюджете все не потраченные за год деньги забираются обратно на Единый казначейский счет, – объясняет природу этого явления Лавриненко. – В результате государственные ведомства всеми силами стараются потратить все свои деньги до конца декабря в лучшем случае на выплату премий сотрудникам, в худшем – на укладку асфальта перед новым годом". Стоит ли говорить, что уложенное в таких условиях дорожное покрытие сходит вместе со снегом и служит извечной темой для иронии водителей.
На чужом опыте
То, что Украина распоряжалась госфинансами подобным образом, можно считать некой затянувшейся болезнью роста молодого государства. Ведь в развитых странах мира к бюджетному планированию давно относятся более основательно.
В США горизонт бюджетного планирования составляет 5 лет, в ЕС – до 7 лет
Как отмечает Ирина Пионтковская, старший экономист Центра экономической стратегии (ЦЭС) впервые элементы среднесрочного бюджетного планирования внедрили в Великобритании и Германии около 50 лет назад, более широкое распространение подход получил в 80-90-е годы в странах ЕС и теперь, после мирового финансового кризиса, насчитывается уже 132 государства, которые используют такой принцип. В частности, в последнее время среднесрочное бюджетное планирование активно внедряется в развивающихся странах при поддержке ООН и Всемирного банка.
В развитых странах, тем временем, практикуют не только среднесрочное, но и долгосрочное бюджетное планирование. В пример Игорь Лавриненко приводит США, где строятся многолетние прогнозы по доходам бюджета и в законодательном порядке определяются лимиты на размер бюджетного дефицита. Таким образом, в США горизонт бюджетного планирования составляет 5 лет, в ЕС – до 7 лет.
Глядя на подобную мировую статистику, становится ясно, что Украина годами упорно не желала учиться на чужом опыте. "С внедрением среднесрочного бюджетного планирования у нас сильно запоздали – как и во многих других институциональных реформах, – заключает Владимир Сиденко, научный консультант по экономическим вопросам Центра Разумкова. – Однако развитие отношений с ЕС и выполнение Соглашения об ассоциации однозначно требуют внедрения этого механизма".
Дождались обещанного
Разговоры о необходимости внедрения среднесрочного бюджетного планирования ведутся в Украине уже не первый год. Игорь Лавриненко напоминает, что такой принцип управления госфинансами хотели ввести еще при президентстве Леонида Кучмы и в 2000 году даже приняли закон "О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины". Однако на практике украинская власть откладывала эту реформу.
Процесс начал сдвигаться с мертвой точки в 2017 году, когда Кабмин впервые подал бюджетную декларацию, ориентированную на среднесрочное планирование. "После длительного обсуждения в бюджетном комитете этот документ тогда так и не попал на рассмотрение Верховной рады, но в этом году "перемога" таки состоялась: депутаты поддержали законопроекты Минфина, необходимые для полномасштабного внедрения среднесрочного планирования", – говорит Ирина Пионтковская. Речь идет о принятии законопроекта "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины о внедрении среднесрочного бюджетного планирования", который депутаты поддержали в декабре 2018 года.
Как лучше
После перехода на среднесрочное бюджетное планирование в Украине, по всей видимости, перестанут закатывать деньги в асфальт вместе со снегом
После перехода на среднесрочное бюджетное планирование в Украине, по всей видимости, перестанут закатывать деньги в асфальт вместе со снегом. "Наконец-то появится возможность нормально расходовать инвестиционные средства, – выражает надежду Игорь Лавриненко из BRDO. – Деньги на строительство дорог, неизрасходованные до конца года, уже не заберут, и их можно будет нормально потратить в следующем году". Предприниматели при этом будут с куда большей уверенностью участвовать в тендерах. Ведь им не придется в ущерб качеству поспешно завершать проекты в течение одного года.
По мнению Лавриненко, после введения среднесрочного бюджетного планирования также начнут нормально финансироваться все долгосрочные проекты. Следовательно, у существующих одиозных долгостроев появится шанс на лучшую жизнь, а новые "стройки века" уже вряд ли будут появляться. То есть, среднесрочное планирование поможет чиновникам не забывать об ограниченности ресурсов и более вдумчиво определять приоритеты расходов.
На уровне местных бюджетов, по мнению Ирины Пионтковской, среднесрочное планирование позволит уравновесить скачкообразность и малопрогнозируемость собственных поступлений, благодаря чему бюджетные средства будут работать на благо общин, а не лежать на депозитах.
Имидж Украины в глазах зарубежных партнеров от подобных нововведений должен только улучшиться. Как отмечает Егор Киян, эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований (МЦПИ), иностранные инвесторы и дипломаты заинтересованы в трехлетнем планировании и очень часто о нем спрашивают. Собеседник Фокуса объясняет это тем, что такой подход теоретически добавит предсказуемости развитию украинской экономики.
"Переход на среднесрочное бюджетное планирование должен повлечь за собой увеличение инвестиций и создание лучших условий для ускорения инноваций, - продолжает Владимир Сиденко. - Это повысит темпы роста экономики и создаст предпосылки для повышения доходов граждан". Впрочем, по мнению собеседника Фокуса, видимые улучшения можно ожидать только лет через пять, если препятствием на пути не встанут некие непреодолимые проблемы.
Чтоб не получилось как всегда
Как бы красиво не выглядели перспективы введения среднесрочного бюджетного планирования, ожидаемый позитивный эффект рискует оказаться нивелированным. "У нас повсюду господствуют кратковременные интересы, что угрожает вырождением внедряемого механизма в своего рода декорацию для внешнего мира, например – того же ЕС", – высказывает опасения Владимир Сиденко из Центра Разумкова.
Не добавляет уверенности и возможная смена политических элит в результате предстоящих в 2019 году президентских и парламентских выборов. "В реалиях нашей экономики, уязвимой к внутренним и внешним шокам, практически применить такой подход будет довольно сложно", – продолжает Егор Киян из МЦПИ. Поэтому собеседник Фокуса опасается, что любые планы могут оказаться легко испорченными в условиях турбулентности.