Почему мы не заметим снижения тарифов: 5 причин высоких цен на газ
С 1 мая тарифы на голубое топливо для украинцев снижены. Фокус разбирался, почему у нас такие высокие цены, насколько ими удовлетворен МВФ и что ждет украинцев дальше
Аттракцион невиданной щедрости
Неделю назад апрельская газовая эпопея наконец подошла к концу: 22 апреля "Нафтогаз" согласовал с Кабмином цену на газ для населения. Очередной механизм определения регулируемой цены позволяет не только избежать повышения стоимости газа для населения и тепловой генерации с 1 мая 2019 года, но и уменьшить тариф до уровня 8247 грн за тысячу кубов, радостно сообщили в "Нафтогазе".
Разработанный механизм предполагает следующий подход к формированию цены: если рыночная цена для промышленных потребителей ниже, чем установленная в постановлении КМУ от 19.10.18 №867, то цена для населения снижается соответствующим образом. Если же рыночная цена для промышленности превышает установленный правительством уровень, то цена газа для населения останется на этом уровне.
То есть, говоря простыми словами, на сегодня параллельно действуют два постановления Кабмина: одно работает, когда цена на газ растет, а другое – когда снижается, как сейчас.
Благодаря тому, что сейчас вступило в права второе постановление, цена для населения упала на 3,5% – на 30 коп. за куб.
Первомайские сюрпризы
Впрочем, в платежках подавляющего большинства украинцев ровным счетом ничего не изменится. Причины просты. Отопление уже отключили, поэтому менять тариф смысла нет – к октябрю все еще несколько раз может измениться. А горячей воды летом во многих регионах попросту не будет.
Что касается собственно тарифов на газ, то в летний период это снижение коснется в основном семей, которые живут в домах с газовыми плитами. Для домов без счетчиков норма потребления природного газа составляет 3,28 куба в месяц на человека. То есть при снижении тарифа на 30 коп. на кубе "экономия" для семьи из трех человек составит менее 3 грн в месяц.
Впрочем, справедливости ради надо отметить, что это еще не самый худший вариант, и все могло закончиться для украинских кошельков гораздо печальнее.
Как известно, договоренности между украинским правительством и МВФ предусматривали с 1 мая очередное повышение цен на газ. С ноября 2018-го украинские потребители платят 60% от рыночной цены, с 1 мая мы должны были выйти на 80%, а с 2020-го тарифы на газ для населения должны выйти на 100% и уравняться с тарифами для промышленных потребителей. Правда, есть один небольшой, но неприятный нюанс: рассчитанные по формуле тарифы для населения уже сейчас выше, чем для промышленности.
В "Нафтогазе" увидели выход из сложившейся ситуации в том, чтобы перейти на рыночные тарифы сразу, не дожидаясь 2020 года. В НАКе твердо пообещали, что в этом случае потребители только выиграют, однако эксперты уверяют: все произойдет с точностью до наоборот.
В частности, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений Валентин Землянский представил подробный расчет на своей странице в соцсети.
Подсчеты наглядно показывают: реализация предложения Коболева приведет к тому, что НАК в "низком сезоне" купит необходимые на зиму объемы газа и закачает их в хранилища по цене 8 тыс. грн за тысячу кубов, а зимой продаст нам этот же газ по 15 тыс. грн.
В конечном итоге креативное ценообразование от Коболева могло бы привести к тому, что с каждой семьи дополнительно "сняли" бы по $300, и большая часть этой суммы пошла бы в прибыль "Нафтогаза". Так что у украинцев есть отличный повод порадоваться, что эта схема пока осталась нереализованной.
Украинцев ждет еще один первомайский сюрприз: с 1 мая в силу вступает закон, предусматривающий пеню в размере 0,01% от суммы долга за каждый день просрочки. То есть, скажем, на долг в 1000 грн через месяц "накапает" 3 грн штрафа. При этом по закону пеня не может превышать сумму долга. То есть при задолженности 1000 грн даже через 100 лет просрочки по платежам долг не превысит 2000 грн.
Откуда заоблачные цены
Фокус пообщался с экспертами и выяснил глобальные причины высоких тарифов.
Стремление власти выжать деньги из населения. Именно эту причину считают основной большинство опрошенных нами энергетических экспертов.
"Власть считает, что цена на газ должна быть рыночной и высокой", – отметил сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
А Валентин Землянский добавляет: основная причина заоблачных тарифов заключается в желании власти максимально выжать ресурс при отсутствии других источников доходов.
"Высокие тарифы – это один из способов честного отъема денег, фактически косвенный налог, – поясняет Землянский. – Граждан с теневыми доходами заставляют открывать кошельки, а из тех, у кого теневых доходов нет, выжимают все".
При этом, продолжает эксперт, такая практика украинской экономике идет только во вред. Ведь, отдавая все деньги за коммуналку, украинцы не имеют возможности покупать товары не первой необходимости, внутреннее потребление падает, производства закрываются.
Интерес европейских компаний. Аналитик Андрей Вигиринский основной причиной высоких тарифов на газ называет желание европейских компаний расширить рынок сбыта газа за счет поставок топлива украинским домохозяйствам.
"Именно эту цель и преследовала Европа, настаивая на необходимости реализации реформы рынка газа и в первую очередь – на выравнивании тарифов для промышленности и населения без учета паритета покупательской способности, прикрываясь обещаниями бюджетных компенсаций малоимущим", – отметил Вигиринский и напомнил: — в Европе цены на газ для населения зачастую выше тарифов для промышленных потребителей, поэтому выбранный путь приведет к таким же последствиям и у нас.
Отсутствие рыночного механизма. "Основная причина – это отсутствие эффективного рыночного механизма, такого как газовый хаб, – уверен аналитик Алексей Кущ. – Именно благодаря этой модели потребители в ЕС и США могут получать газ по реальной рыночной цене".
Монополии на рынке. В числе глобальных причин заоблачных тарифов Алексей Кущ назвал непропорциональную систему налогообложения.
"В Украине добывающие компании платят низкую ренту, в то время как население покупает газ с 20%-ной надбавкой НДС, – говорит эксперт. – Плюс монопольные ренты, которые снимают с квазирынка несколько финансово-промышленных групп и "трейдерских семей".
А Игорь Черкашин считает основной причиной высокой стоимости газа "корпоративную жадность монополистов в условиях искусственной деградации функции государства по защите прав потребителей".
Провал 20/20. Эксперты констатируют: на сегодня программа "20/20" (развитие собственной добычи газа) полностью провалена. Как известно, в рамках плана правительства "20/20" к 2020 году НАК должен был обеспечить рост добычи газа до 20 млрд кубов. В этом случае Украина могла бы отказаться от импорта газа и начать формировать тарифы для потребителей по новой формуле, исходя из себестоимости добычи, а не "импортного паритета". Однако "Нафтогаз" умудрился задание правительства полностью провалить: по итогам прошлого года рост добычи составил всего 0,9% вместо ожидаемых 5–7%.
Фантазии на тему "требований МВФ"
Эксперты устали повторять: МВФ никогда не требовал повышать цену на газ – Украина сама взяла на себя эти обязательства и сама прописала их в Меморандуме.
А о том, откуда вообще взялась эта идея, подробно рассказал президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
"Еще во времена Януковича Россия продавала нам газ со скидкой дороже, чем, например, Германии без скидки, и стоимость голубого топлива доходила до 300 и даже $400, – рассказывает эксперт. – При этом населению продавали газ дешево, а разница покрывалась за счет госбюджета, соответственно, дефицит бюджета постоянно рос. МВФ как наш кредитор был этим недоволен и предлагал как-то решить проблему с дефицитом. Самый очевидный способ – купить газ и продать его внутри страны по такой цене, чтобы не пришлось ничего доплачивать из бюджета. Первоначально идея была в том, чтобы взять газ внутренней добычи, докупить недостающие объемы, посчитать среднюю цену и по этой цене продавать населению. Но наши ребята (а совсем не МВФ!) предложили другую схему: увеличить добычу газа в Украине настолько, чтобы совсем отказаться от импортного топлива, которое в два, а то и в три раза дороже".
Для этого придумали следующее: весь газ продается населению как импортный (чтобы пережить этот сложный период, вводились субсидии), полученная сверхприбыль аккумулируется в "Нафтогазе", а "Нафтогаз" дает эти деньги "Укргаздобыче", которая осваивает новые месторождения. В результате добыча украинского газа растет, импорт уменьшается, цена для населения снижается, субсидии убираются и Украина начинает жить без импортного газа.
Но, резюмировал Охрименко, как и следовало ожидать, затея полностью провалилась, поскольку с самого начала было понятно, что никакого роста добычи не будет. А вместо снижения цен на газ украинцы получили сказки о "требованиях МВФ".
По мнению энергетического эксперта Дмитрия Марунича, нынешняя ситуация на топливном рынке МВФ полностью удовлетворяет, и решение о снижении на 30 коп. мало что меняет. Дело в том, поясняет эксперт, что методика расчета тарифа на газ осталась. Правительство просто приняло еще одно постановление, но это не отменяет решения, что с 2020 года тариф на газ для населения будет выведен на уровень импортного паритета.
"МВФ не интересует рост тарифов в Украине – его интересует выполнение "структурных маячков" и удержание дефицита бюджета в заданных рамках, – добавляет Валентин Землянский. – Поэтому прежде всего нам нужно сделать две вещи: вывести тарифы из Меморандума с МВФ и стабилизировать макроэкономические показатели – то есть пояснить, откуда возьмутся недостающие деньги после снижения тарифов. И это вполне посильная и реальная задача для правительства".