Счастье вдруг. Верить или не верить программе правительства
Фокус попросил экономистов проанализировать ключевые цели Кабмина Алексея Гончарука, которые поддержала Верховная Рада
В пятницу, 4 сентября, в конце рабочего дня, Верховная Рада заслушала выступление премьер-министра Алексея Гончарука и проголосовала за проект постановления №2186 о программе деятельности Кабмина.
Законопроект поддержали 236 депутатов. Провластная фракция "Слуга народа", куда входит 251 депутат, дала 221 голос. Для принятия законопроекта этого бы не хватило. Ситуацию спасли 6 голосов депутатской группы "За майбутне" и 5 голосов внефракционных. Ни один народный избранник из "Евросолидарности", "Голоса", "Батькивщина" и "Оппоплатформы" программу правительства не одобрил.
Завершая свое выступление перед депутатами, премьер-министр Алексей Гончарук заявил, что программа правительства - рабочий документ, по которому будет измеряться общая эффективность. "Я убежден, что наша совместная деятельность принесет Украине счастье, и мы создадим сильное государство для свободного общества, которое сделает украинца счастливым", - заключил премьер-министр.
Измерить сколько счастья подарит Украине Кабмин Гончарука за конкретный отрезок времени и насколько счастливее при этом станут украинцы - дело затруднительное. Зато реалистичность и актуальность поставленных целей и задач предварительно можно оценить уже сейчас.
Обыкновенное чудо
В программе правительства премьер-министр Алексей Гончарук в первую очередь повторяет, словно мантру, ранее заявленную цель - за следующие пять лет повысить ВВП Украины на 40%. Это означает, что, начиная с 2020 года, экономика Украины должна расти на уровне 5-7% в год.
Напомним, последний раз прирост ВВП более 5% (5,5%) в Украине наблюдался в 2011 году. После этого развитие замедлилось и сменилось рецессией, пик которой страна прошла в 2015 году (-9,8% ВВП). Дальнейшее восстановление происходило совсем не так быстро, как хотелось бы в верхах. В 2016-й, 2017-й и 2018 годы экономика росла на 2,3%, 2,5% и 3,3% соответственно.
Рост экономики на 40% в следующие 5 лет означает для граждан заметное улучшение уровня жизни. И некоторые опрошенные Фокусом эксперты хоть и считают эту цель слишком амбициозной, но, тем не менее, не исключают ее выполнения при благоприятном стечении обстоятельств.
Как отмечает Вячеслав Черкашин, эксперт Реанимационного пакета реформ, открытие рынка сельскохозяйственной земли, эффективная большая приватизация, свободная (открытая) экономика и примитивная налоговая система (простая и понятная для налогоплательщика) в совокупности откроют возможность преодолеть заявленную планку.
"Рост реального ВВП на 40% за 5 лет потенциально возможен, но это крайний оптимизм, - продолжает Мария Репко, заместитель директора Центра Экономической Стратегии (ЦЭС). - Чтобы такое реализовалось, должно случиться "экономическое чудо".
За обещаниями украинцам процветания пока, похоже, действительно стоит упование на чудо, а не тщательно просчитанная стратегия. "Достичь указанных темпов роста на базе имеющихся активов невозможно, - считает аналитик инвесткомпании Concorde Capital Евгения Ахтырко. - Интенсивный рост может происходить за счет проектов с быстрым сроком окупаемости. И это должна быть целая лавина новых проектов, которые покажут очень высокие темпы роста добавленной стоимости".
Планы относительно открытия рынка земли либерально настроенные экономисты считают долгожданной и правильной инициативой, которая могла бы ускорить экономический рост в Украине. Однако, одного сельского хозяйства для прорыва будет недостаточно. И, как отмечает пессимистически оценивающий перспективы выполнения правительственной программы Олег Пендзин, исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба, новый Кабмин должен четко понимать, что землю можно продать только один раз. То есть, этот источник для ускорения экономического роста, увы, исчерпаем.
Все деньги мира
Следующая амбициозная цель премьера - привлечь $50 млрд прямых иностранных инвестиций (по $10 млрд в год) - выглядит в глазах экспертов еще менее реалистично. "При всем уважении к премьер-министру Гончаруку, озвучивать цель по привлечению $50 млрд иностранных инвестиций за пять лет - абсолютный популизм", - считает Дмитрий Чурин, глава аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital.
По мнению собеседника Фокуса в сравнении со средним значением притока иностранных инвестиций за период 2013-2018 годы на уровне около $2,5 млрд в год было бы большим достижением привлекать по $4 млрд долл ежегодно (около $20 за пять лет).
Оптимизм экспертов не укрепляет даже тот факт, что в период 2005-2012 годов в украинскую экономику уже заходило от $5 до почти $10 млрд в год. "Существенная часть этих инвестиций на самом деле была "квази-иностранными", то есть офшорными средствами украинских бизнесменов, - объясняет Мария Репко. - А сейчас ситуация кардинально отличается – война с Россией и неопределенность с защитой права собственности заставляет инвесторов относиться к Украине с опасением, хотя, открытие рынка земли и приватизация вполне может привлечь крупный капитал".
За обещаниями украинцам процветания пока, похоже, действительно стоит упование на чудо, а не тщательно просчитанная стратегия
Трудовые резервы
Следующая цель премьер-министра - создание в Украине 1 млн новых рабочих мест. Напомним, Алексей Гончарук - не первый политик, который обещает нечто подобное. Например, Виктор Ющенко после избрания президентом Украины был куда более щедрым и заявлял о создании 5 млн рабочих мест. Однако по злой иронии судьбы свои коррективы в ситуацию внес глобальный экономический кризис и уровень безработицы в Украине вырос с 6,9% в 2008 году до 9,6% в 2009-ом.
Как отмечает Мария Репко создать 1 млн рабочих мест, что соответствует приросту на 15% по отношению к текущему количеству, вполне реально при целевом росте экономики на 40% за пять лет. Как уже говорилось, такая динамика возможна, но труднодостижима. Соответственно, то же относится и к новым рабочим местам.
Однако здесь не стоит забывать о проявившемся в Украине в последние годы кадровом дефиците. "В случае создания 1 млн новых рабочих мест правительству нужно указать, откуда рабочие руки в стране возьмутся, учитывая что на 1 октября 2019 года в Украине насчитывается 275 тыс. безработных, а трудовые мигранты из Польши и других стран пока что уж точно не вернутся из-за отсутствия предпосылок", - недоумевает Вячеслав Черкашин.
Больше жизни
"Демографический тренд будет положительным (рождаться и возвращаться в Украину будет больше людей, чем умирать и выезжать)", - продолжает излучать оптимизм премьер-министр Алексей Гончарук в своих программных тезисах. Однако опрошенные Фокусом эксперты и это положение поставили под сомнение.
"Позитивный демографический тренд маловероятен в силу практически непреодолимых обстоятельств, - констатирует Мария Репко. - Все страны Восточной Европы, которые интегрировались в ЕС, испытывали отток рабочей силы, а развитые страны Европы со стареющим населением сейчас очень активно привлекают людей (из других стран - Фокус) благодаря своей госполитике, и их ресурс гораздо больше нашего".
Теория поколений также не играет амбициозному премьер-министру на руку. Как отмечает Мария Репко, в ближайшее десятилетие состариться весьма многочисленное поколение беби-бумеров (рожденных в послевоенный период), соответственно, смертность будет определяться повышением среднего возраста населения.
С другой стороны, малочисленное поколение миллениалов, особенно рожденных на рубеже тысячелетий, объективно уже никак не увеличить. Для сравнения, в 1950 году на территории в границах современной Украины родилось 841,4 тыс. детей, в 2000-ом - всего 385,1 тыс. Фактически, чтобы показать заметный прирост населения, в стране попросту не хватает потенциальных матерей и отцов.
То есть, по всей видимости, Украине в ближайшее десятилетие придется мириться с отрицательным демографическим трендом и минимизировать его негативные последствия, а не мечтать о приросте населения.
Программа минимум
Обещание премьер-министра обеспечить каждого украинца на уровне реального прожиточного минимума должно радовать граждан беднейшей страны Европы. Однако пока эта цель выглядит довольно размытой.
Напомним, когда в 2017 году уровень минимальной зарплаты правительство Владимира Гройсмана повысило в два раза до 3,2 тыс. грн, от нее "отвязали" прожиточный минимум. То есть, этот показатель, от которого зависит уровень социальных выплат, фактически оказался замороженным, тогда как "минималка" ушла в отрыв. В итоге на сегодня прожиточный минимум составляет 1936 грн, что более чем в два раза меньше "минималки" (4173 грн).
В сентябре 2019 года в Минсоцполитики решили выяснить фактический прожиточный минимум и сообщили, что в ценах августа 2019-го этот показатель соответствует 3669 грн, а с учетом суммы обязательных платежей - 4208 грн.
Однако, далее на сайте Минсоцполитики сообщили, что Решением Окружного административного суда города Киева от 25 апреля 2018 года, которое оставили в силе все высшие судебные инстанции, постановление Кабмина (Об утверждении наборов продуктов питания и т.д.) признано недействительным. Поэтому подсчитывать на его основе фактический прожиточный минимум теперь не совсем корректно. В связи с этим Минсоцполитики ожидает от Минэкономики предложение обновленного перечня продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.
То есть, выходит, что за обещаниями премьера конкретные цифры пока не стоят. "Реального размера фактического прожиточного минимума на сегодня не знает никто в государстве, - заключает Вячеслав Черкашин. - Поэтому прежде чем вписывать что-то в программу, лучше бы в правительстве разобрались в своих "авгиевых конюшнях", а то вместо этого дается обещание с неопределенной стоимостью для бюджета и налогоплательщиков".
Даже если государство изыщет в бюджете деньги на амбициозные проекты, они рискуют превратиться в нерентабельные "потемкинские деревни"
Пока премьер-министр намечает цели, в проекте госбюджета на 2020 год, который парламент уже проголосовал в первом чтении, прожиточный минимум указан на уровне 2,1 тыс. грн в месяц. Немногим больше, чем в 2019 году.
В свою очередь Олег Пендзин напоминает, что реальный, рассчитанный федерацией профсоюзов минимальный прожиточный уровень, который включает затраты на образование и медпомощь, составляет 5,5 тыс. грн на человека. "Я хотел бы, чтобы правительство ответило, как на намерения вывести прожиточный минимум на реальный уровень отреагировали в МВФ", - интересуется Пендзин. Ведь международные доноры Украины зачастую критически относились к идеям повышения соцстандартов из-за опасений, что это приведет к росту дефицита госбюджета.
Гиперлупа не будет
В тезисах премьер-министра также говориться, что за пять лет в хорошее состояние в Украине приведут 24 тыс. км дорог, построят 5 глубоководных портов, 15 аэропортов и т.д. Зато о передовой транспортной системе Hyperloop, о возможном тестировании которой в Украине еще недавно, будучи министром инфраструктуры заявлял Владимир Омелян, в программе правительства Гончарука нет ни слова - проехали.
Учитывая плачевное состояние транспортной инфраструктуры в Украине, рвение Кабмина не может не радовать. Однако у Евгении Ахтырко появились вопросы относительно достижимости и релевантности поставленных целей. "Построение портов и аэропортов не может быть самоцелью - они должны обслуживать грузовые и пассажирские потоки, - уточняет собеседница Фокуса. - И чтобы привлечь частных инвесторов для участия в этих проектах, у правительства должен быть ответ на вопрос о том, какие дополнительные грузовые и пассажирские потоки будут сгенерированы в ближайшие пять лет, чтобы загрузить эти объекты". В противном случае, даже если государство изыщет в бюджете деньги на амбициозные проекты, они рискуют превратиться в нерентабельные "потемкинские деревни".
В свою очередь Дмитрий Чурин подчеркивает важность улучшения портовой инфраструктуры и повышения ее конкурентноспособности по сравнению с российскими и румынскими портами. Ведь сейчас, по мнению эксперта, высокие портовые сборы и недостаточная эффективность делает отечественные порты аутсайдерами в Черноморском регионе.
Откуда планируется брать деньги на масштабное строительство - вопрос открытый.
"Заявленные амбициозные планы требуют огромных инвестиций, а кто и когда это будет делать, из программы не понятно, притом, что инвестиции в инфраструктуру - крайне длинные и слабоокупаемые", - заключает Олег Пендзин. Для справки эксперт сообщает о том, что красивые автобаны Польши строятся не за счет "мифических" инвесторов, а благодаря прямой помощи из фондов Евросоюза.
Что с них спросить
После того, как парламент поддержал программу правительства, Кабмин Гончарука получил иммунитет на год. Было бы логично, увидеть в программе некие "маяки", позволяющие по прошествии двенадцати месяцев выяснить, все ли идет по плану. Однако Олег Пендзин отмечает в программе отсутствие, как прописанного механизма достижения целей, так и четких контрольных точек.
"Отчаянно смелый набор лозунгов с низким качеством детализации и проработки относительно того, каким способом и какими инструментами планируется выполнение той или иной цели", - обобщает впечатление о программе правительства Вячеслав Черкашин. Поэтому через год, по сути, спросить с них будет нечего. Остается только уповать на обещанное через пять лет "прекрасное далеко".