На вес золота. Почему дорожают продукты и что ждёт цены на гречку и бананы

2020-03-27 11:38:01

16409 86

В первые дни карантина магазинные полки опустели. Сейчас ситуация стабилизировалась, но украинские эксперты предрекают дефицит гречки, чеснока, импортных медпрепаратов, овощей, фруктов и кормов для животных, а также повышение их цен. Одной из причин этого стали трудности с логистикой, но на этом список проблем не заканчивается

Дефицита продуктов (пока) нет

В воскресный день в огромном супермаркете "Велмарт" на Березняках не протолкнуться. Даже спустя неделю после введения карантина, киевляне продолжают закупаться продуктами по максимуму. Впрочем, связано это и с тем, что люди стали реже выходить в магазины. Многие предпочитают за раз набрать еды на неделю вперёд. В бакалейном отделе – пустые полки. Риса, круп, макарон практически нет. Лишь в одном углу аккуратно стоят пачки не очень привычного для украинцев булгура.

Однако Алексей Дорошенко, глава Ассоциации поставщиков торговых сетей Украины, уверен, что ситуация в ближайшее время поменяется. По его словам, продуктов на складах достаточно, просто торговые сети из-за повышенного потребительского спроса не успевают подвозить товары в магазины. "На этой неделе ажиотаж спадет, в том числе из-за того, что люди начнут экономить. Товар снова появится на полках как ни в чем не бывало", – уверен эксперт. Опыт других стран, столкнувшихся с аналогичной проблемой, уже даёт такую статистику, добавляет он. Кроме того, человек, взяв вместо одной пачки крупы пять, уже не будет покупать её в ближайшие месяцы.

Тем не менее, отдельные продукты у нас действительно могут оказаться в дефиците. В том числе, гречка. Связано это с тем, объясняет Дорошенко, что в последние годы она стала пользоваться меньшим спросом у украинцев. Соответственно, аграрии сократили её производство, а стоимость выросла, спровоцировав тем самым ещё меньший интерес к продукту со стороны потребителей. "Получается такой замкнутый круг: выше цена – меньше спрос – меньше производство – выше цена", — говорит глава ассоциации. До последнего времени часть гречки мы завозили ещё и из Российской Федерации, отмечает он. Но на днях РФ временно запретила экспорт всех круп, и на украинском рынке это также может сказаться.

Часть гречки Украина завозила из России, которая временно запретила экспорт всех круп

По словам Катерины Зверевой, директора по развитию Украинской плодоовощной ассоциации, в стране может наблюдаться и дефицит чеснока. Как объясняет эксперт, своего у нас выращивается крайне мало, при этом львиная доля продукта – около 73% всех импортных поставок, – завозилась из Китая. Сейчас из-за нарушенной логистики запасов в стране оказалось недостаточно. Похожая ситуация и с имбирём: на КНР приходилось 56% от всех поставок.

Эксперты отмечают, что по крайней мере частично дефицит будет связан не с отсутствием товара в стране, а с трудностями его доставки в магазины.

"Возьмём для примера склад в Киевской области, там работают люди из разных сёл. Но сейчас из-за отсутствия транспорта они просто не могут попасть на работу", – рассказывает Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра. В результате склад работает не так оперативно, как раньше из-за нехватки сотрудников. При этом в случае распространения заболевания среди сотрудников ситуация может еще больше усложниться.

О проблемах с логистикой внутри страны рассказывает и Андрей Мартыненко, аналитик Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ). "Действительно в Украине есть проблемы с подвозом людей к рабочим местам", – соглашается он. Даже если компания самостоятельно организовывает перевозки своих работников, то патрульная полиция в регионах штрафует за превышение количества пассажиров в салоне, хотя это и не общественный транспорт. При этом эксперт отмечает, что пока дефицита продуктов в стране не наблюдается.

По крайней мере частично дефицит будет связан не с отсутствием товара в стране, а с трудностями его доставки в магазины

Аналогичные проблемы с логистикой, осложняющие доставку продукции в Украину, может сложиться и в других странах, откуда мы закупаем продукты питания. По словам Максима Тореро, топ-чиновника Продовольственной и сельскохозяйственной программы ООН, нехватка рабочих на полях, вызваннная эпидемией и карантинными мероприятиями приведет к всемирной нехватке овощей и фруктов уже в ближайшие недели. К примеру, одним из центров эпидемии в Латинской Америке стал крупнейший порт Эквадора, город Гуякиль, через который проходят огромные партии бананов. В том числе и те, которые в итоге (вся цепочка занимает около месяца времени) попадают на полки украинских магазинов.

Украинские ритейлеры, в свою очередь, уверяют, что перебоев с поставками товаров не боятся. "Мы контролируем спрос и делаем дополнительные заказы, сейчас все товары в наличии. Но из-за повышения клиентского спроса иногда уходит чуть больше времени на заполнение полок. Однако товары отгружаются, сбоев пока нет", — сообщила Фокусу Дарья Кирьятская, руководитель отдела коммуникации компании "Ашан Украина". В компании Fozzy C&C также подтверждают, что магазины обеспечены продуктами надлежащим образом.

Рыночные отношения

Параллельно с увеличением потребительской активности украинцев стали расти и цены на продукты в магазинах. Как информирует Антимонопольный комитет Украины, за последний месяц стоимость гречки в некоторых регионах увеличилась на 50%, картофеля – на 60%, сахара – на 16%. Цены на лук и морковь местами выросли вдвое.

Катерина Зверева, эксперт Украинской плодоовощной ассоциации, рассказала Фокусу, что существенно подорожали те продукты, которые украинцы традиционно используют при простудных заболеваниях, – лимоны, имбирь, лук и чеснок. Так, стоимость лимонов выросла в 1,5 раза, чеснока – в 2-2,5 раза. Имбирь месяц назад стоил 60-100 грн за кг, сейчас – от 200 грн. Стоимость лука выросла с 6 до 12 грн. "Это рыночные отношения. Точно так же, как сейчас идёт бизнес на медицинских масках и антисептиках, магазины зарабатывают на продуктах питания", – уверена Зверева.

Александр Охрименко прогнозирует, что стоимость продуктов будет и дальше повышаться. "Надо отдавать себе отчёт, что во время всеобщей паники и истерии цены всегда растут. И сейчас ситуация не улучшается, а ухудшается", – подчёркивает он.

О подорожании продуктов говорит и аналитик УКАБ Андрей Мартыненко. При этом он подчёркивает, что речь идёт об импортных продуктах. "Цены поднимутся на 7-10% из-за роста курса доллара", – уверен эксперт. С ним соглашается и Алексей Дорошенко, который подчёркивает, что проблемы с международными поставками на стоимость потребительской корзины в Украине влиять не могут. "Доля импорта на отечественном рынке продуктов составляет лишь около 15%", – отмечает эксперт. Например, та же испанская продукция, с поставками которой могут быть проблемы, относится к премиальной, и её отсутствие будет малозаметно. Может сократиться ассортимент итальянских продуктов, но он в основном был представлен на рынках, которые в любом случае сейчас не работают. По словам Алексея Дорошенко, серьёзного подорожания товаров в Украине не предвидится, цены на продукты могут вырасти на 2-5%, но не больше.

Логистика в условиях пандемии: дорого и долго

Если продукты украинцы в основном едят отечественные, то остальные сегменты рынка у нас заполнены товарами импортного производства. И для такой продукции вопросы логистики весьма существенны. В то же время из-за пандемии с доставкой грузов возникли сложности, в том числе значительно выросла стоимость транспортировки.

бананы, дефицит, карантин, поставки, эквадор, украины, цены на бананы, инфографика

Кликните для увеличения

Как говорит Виктор Шевченко, совладелец группы логистических компаний ZAMMLER, тарифы на морские фрахты по сравнению с началом года выросли в среднем на $150-200/TEU (эквивалент 20-футового контейнера). "В марте произошёл прыжок цен, поскольку Китай начал восстанавливать свою производственную активность. Сразу же увеличился спрос на грузовые отправления, сформировался дефицит мест и, соответственно, поднялась стоимость", – объясняет Шевченко. В то же время, из-за соблюдения необходимых санитарно-гигиенических правил безопасности процедуры оформления товаров в портах задерживаются. Часть персонала также работает удалённо, что снижает оперативность процессов.

А вот с авиаперевозками ситуация сложилась гораздо хуже. Товары, которые ранее транспортировались пассажирскими рейсами, сейчас доставляются грузовыми самолётами. Но мест там не хватает, а авиакомпании, которые продолжают полёты в Украину, также подняли тарифы. "Раньше доставка груза из Шанхая стоила $4,5/кг. За 2,7 тонны товара наш клиент платил чуть больше $12 тыс. Сейчас стоимость перевозки 1 кг увеличилась до $10, то есть за тот же груз он уже должен заплатить $27 тыс.", – рассказывает Виктор Шевченко. Таким образом, стоимость авиаперевозок увеличилась больше, чем вдвое.

На импортные автоперевозки тарифы выросли на 40-50%. Как считает логист, это связано с дефицитом транспорта в Европе, а также повышенным спросом, так как все сейчас стремятся пополнить свои запасы товаров. Такой ажиотаж закономерно спровоцировал и большие очереди в пунктах пропуска. В среднем, проезд автотранспорта в одну сторону занимает 4-5 дней. "Для примера, 23 марта на выезд из Украины в пункте пропуска Ягодин была очередь из 800 грузовиков", – рассказывает эксперт, уточняя, что продолжительность кругового рейса на фабрику по производству шоколада в Польшу выросла в два раза.

Такой рост логистических затрат так или иначе скажется на стоимости товаров: различных комплектующих, электроники, медицинских препаратов и т.д. Причем, как отмечает часть экспертов, с этим мы можем столкнуться в том числе после окончания карантина.

Товары в зоне риска

Из-за возникших логистических проблем и значительного подорожания транспортировки грузов в зоне риска оказались также корм для животных, лекарства, средства гигиены и даже смартфоны.

  • Зоотовары. Уже сегодня пользователи соцсетей жалуются на проблемы с отсутствием в продаже некоторых кормов для домашних животных. Однако в зоомагазинах возможные перебои с поставками не комментируют. "Такие ситуации могут возникнуть с отдельными поставщиками по узкому кругу ветпрепаратов и кормов", – считает Алексей Дорошенко. До карантина часть зоотоваров в магазины завозилась в небольших объёмах пассажирскими микроавтобусами. После того, как они перестали ходить, такие поставки прекратились. В то же время в крупных супермаркетах и сетевых зоомагазинах проблем с этим возникнуть не должно.
  • Лекарства. По мнению Александра Охрименко, Украине грозит дефицит медпрепаратов. "В некоторых аптеках спрос вырос в четыре раза, – рассказывает аналитик. – В первую очередь, люди покупают все жаропонижающие средства, не удосуживаясь разобраться помогут ли они [от нового вируса] или нет". Сегодня фармрынок наполовину представлен отечественными лекарствами, наполовину – импортными. И если с украинскими препаратами проблем возникнуть не должно, то зарубежных в продаже может и не быть. Эксперты отмечают также то, что с полок пропадают лекарства, которые используются за границей при экспериментальном лечении COVID-19. При этом большая часть из этих лекарств – токсичны и должны применяться лишь по согласованию с лечащим врачом.
  • Средства гигиены. Начало карантина сопровождалось безудержной закупкой не только продуктов питания, но и туалетной бумаги, подгузников и всевозможных чистящих средства. В компании Watsons Фокусу подтвердили, что повышенный спрос на эти товары сохраняется до сих пор. Тем не менее, здесь уверяют, что проблем с поставками пока нет. "Дефицит могут спровоцировать проблемы с логистикой и дополнительный контроль ввоза импортной продукции. Однако в настоящее время у нас есть все возможности для импорта", – уточнили в компании.
  • Электроника. Часть экспертов считает, что из-за перебоев с поставками из Китая могут возникнуть и проблемы с наличием импортной техники в украинских магазинах. Вадим Осинский, начальник управления цепи поставок торговой сети "Фокстрот", рассказывает, что вероятность дефицита некоторых товаров в компании рассматривали уже с января, когда эпидемия накрыла Китай. Поэтому торговая сеть несколько месяцев увеличивала запасы по определённым моделям. "Нехватка товаров если и будет, то лишь по отдельно взятым брендам или товарным единицам. Но у клиента все равно останется более чем широкий выбор", — подчёркивает Осинский.
Loading...