Эксперт: На украинском рынке может появиться разбавленный сжиженный газ

Поставщик топлива для АЗС "Катма групп" импортировал в мае-июне 2 836 т бутан-бутиленовой фракции (ББФ), нефтехимического сырья, обладающего сходными со сжиженным газом характеристиками.

Об этом сообщает РБК-Украина со ссылкой на Консалтинговую группу "А-95".

Как отмечают в организации, железнодорожные партии ББФ были поставлены с Мозырского НПЗ на нефтегазосберегающий комплекс "БРСМ" в с. Переяславское (Киевская область).

Бутан-бутиленовая фракция — побочный продукт установки каталитического крекинга, полученный в процессе остановки Мозырского НПЗ, с содержанием около 50% бутиленов.

Традиционный способ применения ББФ — повышение октанового числа бензинов и в качестве сырья для производства синтетического каучука.

В Украине основной сферой применения этого сырья является смешение с товарным сжиженным газом с целью снижения его себестоимости и повышения прибыли от продаж.

В то же время побочным эффектом такого смешения является потеря качества газа из-за высокой коррозионности ББФ и повышенного показателя неиспаряющегося остатка.

"Ни одна украинская сеть АЗС не покупает ББФ, который в случае с Мозырским НПЗ является отходом нефтеперерабатывающего производства. В Переяславском, куда БРСМ транспортирует это сырье, технологически есть возможность его добавления как в сжиженный газ, так и в бензин. В обоих случаях это приведет к резкому ухудшению качества продукта", — считает специалист группы Артем Куюн.

Аналогичное мнение высказал также аудитор по сертификации нефтепродуктов ОС "Серт АСУ" Александр Лютый.

"Бутан-бутиленовая фракция не является товарным продуктом, это сырье для получения других нефтехимических продуктов путем сложной переработки. От товарного автогаза его отличает повышенное содержание углеводородов С5 и выше, а также содержание диеновых углеводородов, поэтому остаток после испарения будет сильно превышать норму", — говорит Лютый.

По словам технических специалистов, использование ББФ в качестве автогаза может нанести серьезный вред топливной системе транспортного средства.

"Будут страдать редукторы, газовые фильтры и форсунки. Неиспаряемый остаток после нагревания газа в редукторе выпадает в осадок в виде маслянистой жидкости, что негативно сказывается на точности работы газовых форсунок, блокирует работу клапанов в редукторе и снижает пропускную способность газовых фильтров", — отметил технический директор сети СТО Profigas Евгений Устименко.

Напомним, в 2020 г. группа БРСМ закупила 117 тыс. т сырья и компонентов для производства нефтепродуктов. По итогу января-мая 2021 г. группа является одним из лидеров по импорту безакцизных растворителей.

Продаваемый в сети "БРСМ" бензин с октановым числом 95 и альтернативное топливо производится ООО "Стандарт Ойл 2000" на мини-НПЗ в Гадяче и нефтебазе в селе Переяславском Киевской области. Она же производит часть дизельного топлива, рецептура которого неизвестна.