Атомная энергия для железной дороги: кто выиграл, кто проиграл
30 сентября 2021 года генерирующая национальная компания "Энергоатом" впервые заключила с АО "Укрзалізниця" (далее – УЗ) прямой годовой контракт на поставку электроэнергии
Недовольные сделкой обвинили обе компании в нерыночном подходе. Летом 2021 года на открытом энергетическом рынке Украины наблюдалась критическая ситуация. Цена на рынке на сутки вперед (РСВ) постоянно колебалась, не позволяя рассчитать точные расходы на электроэнергию в годовой бюджет.
Выход найден
28 июля 2021 года правительство Украины разрешило государственным генерирующим компаниям продавать на специальных сессиях электронных аукционов электроэнергию УЗ по двусторонним договорам.
Таким образом, "Укрзалізниця" получила право заключить договор с компанией "Энергоатом", себестоимость электроэнергии которой в разы ниже угольных ТЭС.
Постановление КМУ от 28.07.2021 установило четкие требования, касающиеся такой продажи: продавцом пакета лотов должны быть государственные производители электроэнергии, а покупателями – юрлица, у которых в уставном капитале 100 % акций принадлежит государству и которые являются лицензиатами хозяйственной деятельности по перевозке пассажиров.
Также были установлены четкие правила по ценообразованию: продавец обязуется осуществлять продажу электроэнергии по цене, которая не может быть ниже средневзвешенной рыночной по двусторонним договорам за последние три месяца, предшествующих месяцу, в котором проводится аукцион, но может предоставить скидку 30 %.
Следовательно, сделка должна была пройти полностью по рыночным ценам, сложившимся на рынке двусторонних договоров.
Согласно постановлению КМУ, выставленная на аукцион электроэнергия должна быть продана исключительно предприятиям "Укрзалізниці". Продажа потребителям, не связанным с УЗ, запрещена.
30 сентября на Украинской энергетической бирже состоялся аукцион. Победителем стала компания "Энерго Сбыт Транс" (ЭСТ), крупнейшим потребителем которой является "Укрзалізниця".
Выгода для перевозчика
По итогам аукциона ОП "Энергоатом-Трейдинг" (подразделение "Энергоатома") реализовало ООО "Энерго Сбыт Транс" 4,9 млн МВт∙ч электроэнергии базовой нагрузки (около 90 % годовой потребности УЗ) с поставкой в период 1 октября 2021–31 декабря 2022 года.
Стоимость проданной электроэнергии превысила 5,4 млрд грн. Для УЗ эта сделка стала выгодной – в предыдущие годы компания тратила на электроэнергию 7,5–8,4 млрд в год.
Цена двустороннего контракта оказалась вдвое ниже цены, сложившейся на РСВ на момент аукциона.
Если ориентироваться на среднюю цену на РСВ в сентябре, то только в октябре экономия национального перевозчика может превысить 300 млн грн., а до конца 2022 года составит более 4 млрд грн.
Атомщики – за стабильные поставки
В выигрыше от сделки и "Энергоатом": двусторонний договор принес ему крупнейшего, а главное, стабильного потребителя, нуждающегося в бесперебойной поставке электроэнергии по базовому, четко прогнозируемому графику. Именно в таком режиме потребляет электрику "Укрзалізниця".
"Энергоатом" часто страдает от колебания цен на электроэнергию и отказа покупателей выполнять условия двусторонних договоров купли-продажи, что приводит к значительным убыткам. Контракт с УЗ фактически выводит атомщиков из убыточного состояния: в рамках соглашения железная дорога обязуется оплачивать в установленные сроки все заявленные объемы, независимо от фактического потребления (take or pay), на условиях предоплаты и предоставления гарантийного взноса.
Кому контракт не по душе
Сделкой недовольны энергетические компании олигархов. Они хотели задешево покупать электроэнергию "Энергоатома" для нужд собственных металлургических предприятий, а УЗ поставлять дорогую электроэнергию, которую вырабатывают их угольные ТЭС.
К несчастью для них, соглашение между УЗ и "Энергоатомом" полностью в рамках закона и рыночных правил. Контракт невыгоден олигархам, но выгоден железнодорожникам, атомщикам и всей стране.