Полиция не приедет. Как работает автогражданка во время войны и как не потерять возмещение

ОСАГО, Европротокол, оформление дтп, автоцивилка во время военного положения, нужна ли автоцивилка во время военного положения,
Фото: Getty Images | ОСАГО во время войны продолжает работать, но оформлять ДТП приходится без полиции

Что делать в случае ДТП во время военного положения, как работает ОСАГО после начала войны и как получить страховые выплаты.

Related video

"Нужна ли автогражданка во время военного положения?" — спрашивают читатели. Как выяснил Фокус, ОСАГО (обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев за ущерб третьим лицам) остается необходимым. Все договоры продолжают действовать, а по истечении их сроков необходимо приобрести новый полис. Во время войны лучше это делать онлайн — на сайтах страховых компаний (СК).

Операторы рынка отмечают снижение количества ДТП, заявленных с начала войны.

"Количество страховых случаев уменьшилось до 30-40% от довоенного уровня, — уточняет Олег Коваленко-Кужольный, директор департамента урегулирования страховых случаев СК "ИНГО". — Объемы возмещения также уменьшились, хотя размер среднего ущерба растет, поскольку автовладельцы не сообщают о мелких событиях, а заявляют о больших убытках, чтобы быстро отремонтировать авто".

Без полиции. Оформление ДТП во время военного положения

Игорь Чудовский, управляющий партнер АО "Чудовский и партнеры", обобщает: при урегулировании страховых случаев в условиях военного положения могут возникнуть следующие трудности:

  • полиция не выезжает на ДТП без потерпевших и тяжелых последствий
  • некоторые участники ДТП не желают оформлять европротоколы и покидают места ДТП
  • страховые компании не возмещают ущерб из-за боевых действий
  • сотрудники страховых компаний, которые должны оценивать убытки, есть не во всех городах
авто, страховка, автоцивилка во время военного положения, нужна ли автоцивилка во время военного положения, Fullscreen
Страховка от войны не существует. СК не возмещают ущерб из-за боевых действий
Фото: Facebook

По отзывам автомобилистов, невыезд полиции на оформление ДТП стал одной из главных проблем. Если кто-то из участников ДТП при этом не соглашается на европротокол, возмещение можно потерять.

"Для выплаты СК требуется документальное подтверждение происшествия: справка полиции или европротокол, – объясняет Олег Коваленко-Кужольный. — Учитывая, что полиция не всегда выезжает на оформление, мы увеличили лимит для европротокола с 50 тыс. до 130 тыс. грн., что для ОСАГО является полной страховой суммой".

Ранее из-за ограничения возмещения 50 тыс. грн пострадавшие на дорогих автомобилях часто отказывались от европротокола.

"Знания водителей относительно упрощенного способа оформления ДТП — европротокола — все еще недостаточны, — отмечает Максим Межебицкий, первый заместитель председателя правления СК ARX. — Удельный вес ущерба по ОСАГО, который оформлен с помощью европротокола, остается далеким от уровня западных стран, где полиция не принимает участия в оформлении мелких ДТП".

Оформление европротокола. Что делать в случае ДТП во время войны

Для оформления ДТП, когда действует военное положение, страховые компании советуют клиентам не бояться европротокола и использовать его электронную форму. Однако есть случаи, когда с использованием епропротокола при оформлении ДТП возникают сложности. Как объясняет Владимир Фогель, адвокат ЮФ "Семенова и Партнеры", если стороны не пришли к выводу, кто виноват в ДТП, или виноваты оба участника — вопрос должен решаться в суде, для чего необходима регистрация полицейскими.

Важно
Автострахование во время войны. Что происходит с КАСКО и ОСАГО

"Учитывая, что в стране война, страховщики по рекомендации НБУ упростили процедуру урегулирования. Поэтому рекомендуем обращаться на горячую линию СК и объяснять, почему невозможно оформить ДТП лично или с привлечением полиции. Представители страховой компании должны предоставить разъяснение, как лучше поступить", – добавляет Фогель.

Если полиция не прибывает, а виновник ДТП отказывается от европротокола, чтобы повысить шансы получения возмещения, Игорь Чудовский рекомендует:

  • вести видеофиксацию места происшествия и общения с участниками ДТП
  • зафиксировать отказ от европротокола
  • позвонить на линию 102, сообщить свои данные, адрес ДТП, номерные знаки авто — своего и других участников
  • сообщить своей СК о ДТП и отказе другого участника от европротокола
  • если СК просит дождаться их сотрудника или выполнить другие действия — согласиться

Однако с фотографированием возникают сложности.

"Были случаи, что ДТП происходили на блокпостах, где не позволяли задерживаться и проводить фотофиксацию, — рассказывает Олег Коваленко-Кужольный. — Мы с пониманием относимся к таким ситуациям и позволяем вынужденно покидать место происшествия".

Ушли на фронт. Как работает страхование во время войны

Еще одна проблема с ОСАГО во время войны, о которой сообщает Максим Межебицкий, заключается в недоступности экспертов и аварийных комиссаров, которых страховые компании привлекают для осмотра авто, из-за факторов безопасности, перемещения, мобилизации или перегрузки в западных регионах. Поэтому в некоторых страховых компаниях просят присылать документы с помощью мессенджеров. Также, по словам Игоря Чудовского, для оценки повреждений авто сейчас могут попросить поехать в другой город, где есть соответствующие сотрудники.

Отдельной проблемой Межебицкий считает восстановление поврежденного авто из-за отсутствия запчастей, материалов и персонала на СТО, но эта ситуация с начала войны постепенно улучшается.

страховка авто, автогражданка в украине, страхование авто и военное положение, ДТП во время войны, ОСАГО в украине, страховка авто и военное положение, автоцивилка во время военного положения, нужна ли автоцивилка во время военного положения, как работает страхование авто во время войны, нужна ли страховка авто в военное время, нужна ли автоцивилка во время военного положения, что делать в случае дтп во время войны, оформление дтп в военное положение, возмещение при дтп во время военного положения Fullscreen
Получив возмещение во время военного положения, авто сложно отремонтировать из-за отсутствия деталей и мастеров
Фото: Freepik

Во время войны страховщики в большинстве своем не повышали стоимость продуктов. Однако если сравнить размер страхового платежа сейчас и год назад – подорожание заметно. В пример Марина Семенова, адвокат ЮФ Семенова и Партнеры, приводит следующее: сейчас страховой платеж по полису ОСАГО составляет в среднем 1401 грн, тогда как в прошлом году — 882 грн.

"Есть общая тенденция увеличения страховых платежей во всех страховых компаниях, — объясняет Семенова. — Это вызвано тем, что на рынке постепенно остаются только те компании, которые действительно выплачивают возмещение при наступлении страхового случая".