Не поделили ноль: в войне мобильных операторов появились первые жертвы – полюбившиеся абонентам нулевые тарифы

В конкурентной войне мобильных операторов появились первые жертвы – полюбившиеся абонентам нулевые тарифы. Чиновники объявили их вне закона

С 1 сентября Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС) запрещает так называемые нулевые тарифы. Чиновников возмущает, что операторы, предлагая и рекламируя бесплатные разговоры, не информируют потребителей о скрытых платежах и реальных условиях. А это, по мнению НКРС, банальный обман абонентов, которые рассчитывают сэкономить, но в итоге все равно вынуждены платить.

Как сообщил и.о. председателя комиссии Владимир Зверев, запрет коснется практически всех операторов Украины, поскольку "неправильные" минуты есть почти у каждой компании. Особенно проштрафившимися считают операторов МТС и Life:). В качестве примера в НКРС приводят тарифный план "Свободный Life:)". Его особенность – бесплатные звонки внутри сети, однако раз в месяц счет все равно необходимо пополнять на 25 гривен. И, соответственно, тратить эти деньги на различные платные услуги мобильной связи. Та же схема и у "нулевых" звонков МТС. Сами участники рынка признают, что практика нулевых тарифов фактически стала главным инструментом конкурентной борьбы на телекоммуникационном рынке страны.

Без вины виноватые
В НКРС рекомендуют операторам формировать цену на мобильные минуты исключительно исходя из себестоимости услуги и учитывая потенциальную прибыль. Ведь в цене минуты как минимум должна быть заложена плата за доступ к сетям других операторов, так называемый интерконнект. А те, кто продает услугу за ноль копеек, фактически демпингуют, то есть продают ее ниже себестоимости и тем самым нарушают условия честной конкуренции.

Инициатором запрета выступила компания "Киевстар". Именно после ее обращения Нацкомиссия запретила бесплатные минуты. В "Киевстаре" Фокусу объяснили, что всего лишь хотят, чтобы операторы выполняли требования Закона "О телекоммуникациях". Этот правовой акт, как утверждают в компании, не допускает на рынке мобильной связи демпинговых или дискриминационных цен.

По словам одного из экспертов рынка, именно компания "Киевстар" кровно заинтересована в отмене бесплатных минут у конкурентов, хотя и сама практикует нулевую составляющую, например, в одном из пакетов Djuice. У крупнейшего мобильного оператора в последнее время начался серьезный отток абонентов, которые переходят на более дешевую, чем у "Киевстара", связь. Это подтверждают и данные исследования рынка мобильной связи компании IKS Consultig, согласно которому сокращение количества абонентов у "Киевстара" в мае 2009 года составило 121 тыс. пользователей, у МТС намного меньше – 90 тыс. пользователей, а у Life:) и Beeline, который тоже практикует бесплатные минуты в пакете "Бум!", число абонентов даже прибавилось на 55 и 13 тысяч соответственно. Впрочем, эксперт делает оговорку: отток может объясняться тем, что "Киевстар" избавляется от неактивных номеров.

Еще одной причиной появления "нулевого" запрета эксперты называют нежелание тяжеловесов рынка терять прибыль от интерконнекта. Ведь клиенты, приобретая пакеты с нулевыми минутами, основную часть разговоров ведут внутри сетей, используя бесплатное время. А вот если бы льготной тарификации не существовало, абоненты более охотно звонили бы на телефоны других операторов, позволяя последним зарабатывать на доступе в свои сети.

Максим Нефедов, вице-президент инвестиционно-банковского департамента компании Dragon Capital, утверждает: несмотря на то, что плата за интерконнект не очень высока (в среднем 50 копеек – Фокус), при больших объемах звонков набегает внушительная сумма.

Выход есть
Ограниченные "в нулях" участники рынка сложа руки сидеть не собираются. Они уже заявили о незаконности решения НКРС и не исключают судебной тяжбы с комиссией.

– Операторы имеют право самостоятельно устанавливать тарифы на услуги, – считает начальник отдела внешних связей Life:) Надежда Лубнина, – а государственному регулированию подлежат тарифы только на общедоступные услуги. Мобильная связь к ним не относится, а значит, НКРС не должна навязывать свое видение тарифов операторам.

– Ценообразование – компетенция исключительно самих участников рынка, – поддерживает коллегу директор по маркетингу компании МТС-Украина Василий Лацанич. – Любые тарифы имеют право на существование, если они не нарушают законов и востребованы потребителем.

При этом операторы уверяют, что их внутрисетевые нулевые тарифы полностью прозрачны и понятны абонентам, о чем свидетельствует высокая популярность таких предложений.

Компаниям, обвиненным в сверхнизких ценах на звонки, действительно есть за что бороться: к "нулям" подключена большая часть их абонентов. Правда, точных данных о количестве людей, пользующихся услугами бесплатной связи, Фокусу не смогли предоставить ни в одной компании. "Изменения тарифных моделей абоненты всегда воспринимают негативно, – рассказывает Николай Олиярнык, аналитик компании IKS-Consulting, – в связи с этим возможен отток клиентов от одних операторов к другим". Поэтому привыкших к таким расценкам клиентов будут пытаться удерживать всеми силами, считает эксперт.

Впрочем, покарать непослушных НКРС все равно не сможет ввиду отсутствия полномочий. Разве что если привлечет Антимонопольный комитет (АМК), который имеет право наказать оператора за недобросовестную конкуренцию на сумму, равную 5% годового дохода. Речь может идти о миллионах гривен. Но АМК пока отмалчивается. Молчит и Госпотребстандарт, чей штраф за "вводящую в заблуждение" рекламу может доходить до 30% от прибыли на неправильних услугах.

Да и Нацкомиссия уже пытается идти на попятную, поняв, что несколько погорячилась с тарифными требованиями. Уже через несколько дней после обнародования своего решения чиновники в комментариях стали обходить тему ограничений в тарификации, делая упор лишь на запрет рекламы нулевых минут.

– Когда государство выдвигает какие-то странные требования и вводит ограничения, это всегда подстегивает развитие креатива, – уверен президент компании "Евросеть" Александр Малис. – В ближайшем будущем стоит ожидать появления новых идей в привлечении абонентов с помощью более изобретательной рекламы.

Например, как предлагает Николай Олиярнык, те же нулевые тарифы можно назвать "копеечными".

Екатерина Шаповал