Выезд из тени
Официальные дилеры автомобилей премиум-класса всерьез взялись за борьбу с «серым» импортом. Но полностью «обелить» авторынок вряд ли удастся: существование «серых» дилеров – на руку автопроизводителям
Если состоятельные украинцы на чем-то и экономят, то точно не на личных автомобилях. По самым скромным оценкам только в 2006 г. богатые соотечественники потратили на приобретение "люксовых" авто более $1 млрд. Причем почти половина этой суммы осела в карманах так называемых "серых" продавцов, которые торгуют импортными машинами в обход официальных дилерских сетей.
Секрет популярности теневых продавцов прост: они продают машины на $5-10 тыс. дешевле, их модельный ряд шире, а новинки появляются быстрее, чем в салонах официальных представительств ведущих мировых производителей. И пока официальные импортеры только планируют презентацию новой модели на автошоу, "серые" торговцы уже вовсю завозят машину в страну.
Показательна ситуация с автомобилями таких "люксовых" брендов, как Lexus и Infiniti (подразделения Toyota и Nissan соответственно). Несмотря на популярность в Украине, до сих пор поставками этих авто в страну занимались исключительно "серые" дилеры, тогда как официальные салоны откроются только осенью. Как сообщил Фокусу президент "Ниссан Мотор Украина" Фумияки Имамура, за первые 5 месяцев 2007 г. "подпольщики" уже успели продать украинцам 198 единиц Infiniti. "Начало официальных продаж состоится в сентябре месяце текущего года одновременно с открытием первого концептуального центра Infiniti в Киеве", — сказал Фумияки Имамура.
Что касается Lexus — он давно стал брендом №1 в премиум-сегменте украинского авторынка, убежден генеральный менеджер по продажам "Тойота Украина" Роман Кузьмин. Только в минувшем году "серые" дилеры продали свыше 3100 машин этой марки. По сравнению с этим объемом планы продаж официального представительства пока скромные: лишь около 2000 автомобилей в 2008 г. "Белые" продажи Lexus в Украине начнутся осенью 2007 г. Сейчас компания выбирает дистрибутора в стране, а первый салон откроется в новом бизнес-центре "Парус".
В украинском подразделении Toyota не дают комментариев относительно позднего появления официального представительства Lexus в стране. Но участники рынка не исключают, что выжидательная тактика Lexus объясняется желанием компании прийти на подготовленную почву — благодаря "серым" дилерам при нулевых затратах материнской компании на продвижение бренда, Lexus приобрел широкую популярность в своем сегменте.
Пока без официального представительства остается еще один "японец" — бренд Acura североамериканского подразделения концерна Honda, специализирующегося на выпуске спортивных и представительских автомобилей. Правда, официально Acura продается только в США.
Играют по-крупному
Официальные импортеры заграничной продукции крайне недовольны засильем "серых" дилеров и пытаются потеснить их, продавая востребованные рынком модели, предлагая длинную гарантию и сервисное сопровождение. Цена вопроса высока — ведь по приобретению автомобилей Украина занимает шестое место в Европе.
Однако им пока не удалось добиться ощутимых успехов. Отчасти вина в этом лежит на… самих "белых" дилерах. Ведь официальные импортеры нередко запаздывают с поставками новых моделей, отдавая приоритет Европе. Пустующую нишу тут же заполняют более оперативные "серые" дилеры. Они не связаны условиями производителей, которые, случается, ограничивают представленный в стране модельный ряд или комплектацию.
"За последние полгода "серый" рынок вырос катастрофически — почти вдвое. Особенно отчетливо это происходило во время безвластия, политического кризиса", — рассказал Фокусу президент компании "Дженерал Моторс Украина", вице-президент Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Станислав Щербина. По его оценкам, за последние 7-8 мес. "серый" импорт вырос с 25% до 40% украинского рынка автомобилей.
По оценкам ассоциации, из 1,5 млн. автомобилей, проданных в стране за 2006 г., от 200 до 400 тыс. были импортированы по нелегальным схемам. "Самое интересное, что на дешевые автомобили "серые" дилеры не реагируют. Никто не завозит, скажем, машины марок Peugeot или Renault", — подчеркивает Станислав Щербина. Заниматься такими авто нет никакого смысла, поскольку цена на них сформирована, так что ничего не заработаешь, объясняет он.
Тем не менее отдельным компаниям удается понемногу вытеснять "серых" конкурентов с рынка. "Если в 2006 г. мы контролировали 46% рынка Toyota на Украине, то за 5 месяцев 2007-го уже 52%", — говорит Роман Кузьмин из компании "Тойота Украина".
Как они это делают
Но отвоевывать заветные проценты Роману и его коллегам непросто. Ведь "серые" торговцы предпочитают именно автомобили из Японии. Дело в том, что большое количество привезенных из Страны восходящего солнца машин скапливаются в европейских портах. Большие расстояния транспортировки и длительные сроки хранения приводят к тому, что часть машин теряет первоначальный вид, получает "косметические" повреждения. Благодаря этому перекупщики могут скупать такие авто по дешевке с тем, чтобы перепродать их "серым" дилерам. Брокеры из стран СНГ активно действуют в большинстве европейских портов таможенного хранения, где концентрируются новые автомобили.
Из украинских портов основной канал транспортировки "серых" автомобилей — Одесса. По информации ВААИД, официальные представительства, как правило, крупнейших мировых производителей завозят машины на грузовиках из Европы. Ведь в одесском порту нет международного терминала для ввоза автомобилей.
Но для "тружеников тени" это не помеха. При пересечении границы они снимают с автомобилей фары и бампер, благодаря чему машины проходят таможню как разукомплектованные. Таможенный кодекс при этом не нарушается. "Однако возникает вопрос, каким образом такие автомобили проходят сертификацию, которая является обязательной процедурой при растаможивании", — задается вопросом Станислав Щербина. Кроме того, по закону при прохождении сертификации нужно предоставить протоколы испытаний, подтвержденные европейскими сертификационными центрами. "Такие вещи могут быть только у официальных дилеров", — подчеркивает президент "Дженерал Моторс Украина".
Поэтому автодилеры убеждены, что без участия чиновников дело не обходится. Более того, с помощью материального стимулирования власть имущих, "серые" дилеры экономят свое время — и в этом еще одно их конкурентное преимущество перед официальными игроками. По словам Станислава Щербины, если официальный дилер на сертификацию автомобиля тратит от трех до пяти дней, то "серый" — от 20 минут до часа. "Пришел, занес, вышел — и уехал. Все решается финансово!" — сетует вице-президент ВААИД.
Двигатель рынка
Официальные продавцы настаивают на том, что приобретение автомобиля у их "серых" коллег обрекает покупателя на массу проблем и непредвиденных ситуаций. Фактически покупатель платит за "кота в мешке". Например, в Ассоциации автоимпортеров утверждают, что "серые" дилеры не брезгуют продажей поврежденных при транспортировке или угнанных автомобилей, при этом не располагая собственными сервисными центрами. "Например, в 2006 г. с территории США было вывезено 150 тыс. автомобилей-утопленников, пострадавших в результате наводнения в Новом Орлеане. А в прибрежной части США наводнение — это нередкое явление", — объясняет г-н Щербина.
Но даже если покупателю повезет избежать "утопленника" или угнанной машины, между "серым" и "белым" автомобилем все равно будут значительные различия. "В салоне официального производителя вы сможете приобрести машину с адаптированной для рынка Украины подвеской и топливной системой. В отличие от продукции из стран Ближнего Востока (один из основных каналов "серых" поставок японских машин в Украину) здесь установлена система отопления и вентиляции. Мы также даем заводскую гарантию", — сказал Фокусу Роман Кузьмин из компании "Тойота Украина".
"Серые" дилеры тоже нередко предоставляют гарантию, но, как правило, они всегда найдут причину, чтобы отказать в гарантийном сервисном обслуживании. Наиболее распространены случаи, когда сотрудники сервисного центра обвиняют клиента в использовании некачественного топлива. "Серый" дилер в первую очередь делает экспертизу топлива. И вешает лапшу на уши, мол, нужно платить $1,5 тыс. за новый топливный насос", — говорит Станислав Щербина.
Кроме того, по словам президента "Ниссан Мотор Украина" Фумияки Имамура, модели, предназначенные для украинского рынка, проходят процесс адаптации к условиям эксплуатации в стране. "Что касается Infiniti, то мы укрепили конструкцию кузова, чтобы автомобили могли выдерживать суровые погодные условия, модифицировали выхлопную систему с учетом качества топлива, предлагаемого в Украине, и настроили подвеску с учетом особенностей украинских дорог", — говорит Имамура.
Как правило, официальные импортеры не отказывают в обслуживании владельцам автомобилей, приобретенных у "серых" дилеров. По словам Фумияки Имамуры, автомобиль Infiniti от "серого" дилера сможет проходить сервисное обслуживание на официальном сервисном центре Infiniti, но на него не будет распространяться гарантия на три года или 100000 км пробега. Другими словами, за сервис придется заплатить отдельно. "Мы соглашаемся на сервисное обслуживание — никто не отказывается от денег. Но расценки на ремонт и сервис отличаются", — подчеркивает Имамура.
А в ВААИД ссылаются на опыт соседней России, которой удалось снизить долю "серых" импортеров на национальном рынке до 12%. Дело в том, что российский таможенный кодекс требует от импортеров документального подтверждения о сотрудничестве с производителем. Предъявив такую бумагу, российские продавцы могут ввезти автомобиль в страну по цене завода-изготовителя. Такие правила делают "растаможку" автомобиля для незаконного импортера на 20% дороже.
И все же полностью "обелить" авторынок, скорее всего, не удастся ни россиянам, ни украинцам. Ведь, несмотря на негативные оценки, которые дают официальные импортеры "серым" дилерам, деятельность последних выгодна самим автопроизводителям. Именно "серые" дилеры первыми знакомят покупателя с новинками, подстегивают ожидание и спрос. А продавая машины в отдаленных от крупных городов регионах страны, "серые" дилеры работают на продвижение бренда и повышение уровня продаж.