Дорогие напитки. Как изменение акцизов в Украине повлияет на стоимость коньяка, водки и вина
Кабмин предлагает поднять некоторые акцизы. Как объясняют чиновники, это обусловлено необходимостью приближения национального законодательства к законодательству Европейского Союза, что является сейчас актуальным, учитывая получение Украиной статуса страны-кандидата на членство в ЕС. Экономисты к пересмотру акцизов относятся неоднозначно. Ясно одно — цены на напитки в этом году точно будут расти.
Ставки акцизного налога планируют постепенно приблизить к минимальному уровню, установленному в ЕС. В частности речь идет об алкоголе. Но нужно ли Украине в акцизах равняться на Европу и насколько это уместно в условиях войны? Ответы на эти вопросы — в материале Фокуса.
Повышение акцизов: на пути к ЕС и пополнению бюджета
22 марта правительство одобрило проект Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно приближения законодательства Украины к законодательству Европейского Союза в части акцизного налога". Как пояснили чиновники, пересмотр акцизов обусловлен необходимостью приближения национального законодательства к законодательству Европейского Союза, что является сейчас актуальным, учитывая получение Украиной статуса страны-кандидата на членство в ЕС.
Ставки акцизного налога для промежуточных продуктов предлагают увеличить с 8,42 до 12,23 гривен за литр
Проектом Закона предложено внести изменения в Налоговый кодекс Украины с целью:
- приведения в соответствие с нормами Директивы Совета ЕС № 92/83/ЕЭС классификации алкогольных напитков в части, касающейся определения термина "промежуточные продукты" — вина и другие сброженные напитки, которые отнесены к кодам 2204, 2205, 2206 согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности;
- увеличения размера ставки акцизного налога для промежуточных продуктов с 8,42 до 12,23 гривен за литр, то есть до уровня размера действующей ставки на вина игристые и вина газированные.
По плану, повышение акцизов должно произойти уже с 1 июля. В правительстве надеются, что внедрение положений законопроекта позволит обеспечить дополнительные поступления в госбюджет во втором полугодии 2024 года. В частности, от операций по реализации промежуточных продуктов от акцизного налога ожидают получить 4,5 млн гривен в месяц, учитывая объемы реализации, предусмотренные Государственным бюджетом Украины на 2024 год.
"Что касается промежуточных продуктов, то сейчас действующая ставка акцизного налога 8,42 гривен за 1 литр предусмотрена на вина и другие сброженные напитки (в том числе смеси из сброженных напитков и смеси на основе сброженных напитков), фактическая крепость которых выше 1,2% объемных единиц этилового спирта, но не выше 22% объемных единиц этилового спирта, — пояснил в комментарии Фокусу глава "Укрсадвинпром" Владимир Печко. — К указанной категории относятся вина крепленые, вермуты, вина ароматизированные и напитки на основе вина с добавлением спирта или спиртосодержащих настоев (экстрактов)".
Мнение экономистов: возвращение самогоноварения и другие последствия
Экономист Борис Кушнирук говорит, что имеет двойственное отношение к повышению акцизов. С одной стороны, их действительно нужно постепенно подтягивать к европейскому уровню. С другой — очевидно, что делать это во время войны, когда падение доходов населения не останавливается, — это сомнительное решение. Такие действия провоцируют рост теневого рынка, который трудно контролировать. То есть, отмечает эксперт, философия двигаться в Европу и собрать больше средств в бюджет порождает проблемы с контрафактом.
Борис Кушнирук: рост акцизов во время войны провоцирует увеличение теневого рынка, который трудно контролировать
Экономист Олег Пендзин напоминает, что в Украине есть огромный рынок неучтенного алкоголя. "Я сейчас говорю не о контрафакте, а именно о домашнем алкоголе: люди гонят самогон дома, делают наливки, — отметил эксперт в комментарии Фокусу, — Если раньше гнали только в селах, то сейчас такое впечатление, что не гонит только ленивый, а в интернете можно найти предложения купить самогонные аппараты на любой вкус и кошелек".
И, отмечает эксперт, все в рамках закона. Это если человек гонит самогон на продажу, возникает множество проблем — от соблюдения санитарных норм до уплаты налогов, а если производить напиток только для себя — никаких претензий.
"Но рост акцизов на алкоголь на самом деле скажется на потребителях не так серьезно, как рост акцизов на табак, — продолжает Олег Пендзин. — Сигареты составляют немалую часть контрабанды из Украины, которая беспокоит всю Европу, поэтому рост акцизов на табак входит в главные условия нашей европейской интеграции. Кроме того, одним из структурных маяков МВФ является увеличение доходов бюджета в этом году на 44 млрд грн. И для того, чтобы этого достичь, есть много идей — от введения акцизов на сладкую газировку до увеличения налогов для ФЛП. Хотя все это напоминает попытки найти черную кошку в комнате, в которой ее нет".
Олег Пендзин: рост акцизов на алкоголь скажется на потребителях не так серьезно, как рост акцизов на табак
В то же время экономист Андрей Мартынюк считает, что рост акцизов может привести к снижению спроса на вино в низком ценовом сегменте и к уходу потребителей к другим категориям алкогольных напитков — пиву, слабоалкогольным напиткам. "Для дорогих напитков повышение акциза пройдет практически незаметно, а вот на ценах в низком ценовом сегменте новый акциз скажется существенно". — отметил экономист, добавив, что, по его мнению, к винам, наоборот, необходимо применять более щадящую налоговую политику, чем к крепкому алкоголю.
Лучше подождать или время действовать? Какие изменения готовят для кошелька украинцев
Минимальный акциз на промежуточные продукты (портвейн, вермут и т.д.) в ЕС составляет 45 евро за гектолитр, то есть 18,9 грн за литр по курсу 42 грн за евро. Поэтому, чтобы достичь европейского уровня, украинский акциз должен увеличиться вдвое.
Минимальный акциз на промежуточные продукты (портвейн, вермут и т.д.) в ЕС составляет 45 евро за гектолитр
В то же время, минимальный акциз, например, на вино в Европе является нулевым. По словам Бориса Кушнирука, такие ставки играют в интересах винодельческих стран — Италии, Франции, Испании, Португалии и др. Но это вовсе не означает, что акцизы на вино в Украине также станут нулевыми. Ведь законодательство ЕС устанавливает лишь согласованные минимальные ставки, а отдельные страны имеют право применять ставки акцизного сбора выше этих минимальных значений в соответствии со своими национальными потребностями. Именно поэтому в странах-производителях можно купить бутылку вина за 1,5-2 евро. А, например, в Эстонии, где акциз составляет 66,52 евро за гектолитр (для вина с содержанием этанола ≤ 6 объемных процентов) или 155,21 евро за гектолитр (для вина с содержанием этанола > 6 объемных процентов), бутылку вина дешевле 5 евро не найдешь .
"Привести акцизы в соответствие с европейскими Украине нужно до вступления в ЕС, — подытожил Борис Кушнирук в комментарии Фокусу, — Так что у нас еще есть время, ведь до этого нам лет 10, а то и больше. При таких обстоятельствах в военное время акцизы вообще не нужно менять, а в послевоенное — делать это очень медленно, растягивая процесс. Потому что у населения может возникнуть вполне справедливый вопрос: если мы так хотим приблизиться к ЕС по акцизам, почему не приближаемся по прожиточному минимуму и уровню доходов?".
В то же время аналитик Аналитического центра "Объединенная Украина" Алексей Кущ считает, что именно во время войны нужно искать отрасли экономики, которые продолжают генерировать прибыль. "Война — это стресс и шоковое состояние для экономики, поэтому именно сейчас время для дифференцированного подхода, — отметил эксперт в разговоре с Фокусом, — То есть следует снижать налоги пострадавшим отраслям и повышать налоги тем, кто продолжает зарабатывать. Сегодня подакцизные отрасли неплохо себя чувствуют, так что в данном случае все правильно".
ВажноСами производители вина считают рост акцизов не очень уместным, говорят, что сейчас винодельческая отрасль переживает тяжелые времена, и напоминают: в начале войны на несколько месяцев запрещали продажу алкоголя, однако не было предложено ни одного нормативного решения, как помочь производителям.
Производители: ожидают роста минимальных розничных цен
Так изменятся ли цены на алкоголь в Украине в этом году в случае принятия предложенного законопроекта? Поскольку в документе речь идет о сброженных напитках крепостью до 22%, это означает отсутствие предпосылок для роста цен на коньяк, виски, водку именно под давлением акцизов. Но стоимость крепких напитков все равно может расти, на что будут влиять другие факторы, такие как инфляция, курсовые колебания, сложности и удорожание логистики и сырья.
Что касается вин, то рост акцизов приведет к увеличению налоговой нагрузки на производителей промежуточных продуктов, которые являются плательщиками такого акцизного налога, и, соответственно, к увеличению розничных цен, говорит Владимир Печко. "Логично, что все расходы, в частности, на уплату налогов, производитель учитывает при определении цены товара, чтобы не работать в убыток, — отметил глава "Укрсадвинпрома" — Но розничные цены увеличатся неравномерно, потому что ценообразование у каждого субъекта хозяйствования свое при соблюдении одного обязательного условия — реализации не ниже минимальных цен".
По словам Владимира Печко, производители алкогольных напитков и алкогольная отрасль в целом уже давно ожидают пересмотра правительством размера минимальных оптово-отпускных цен и минимальных розничных цен на алкогольные напитки, установленного постановлением Кабинета Министров Украины от 30.10.2008 года №957 с изменениями и дополнениями. Дело в том, объясняет эксперт, что сейчас контроля за производством вина фактически нет. И честные производители по сути не защищены, в то время как те, кто делают фальсифицированную продукцию, имеют возможность демпинговать. Эксперт напоминает, что последний раз минимальные цены на алкогольные напитки пересматривались более 5 лет назад (02.10.2018), а после этого — только на игристые вина в январе 2021-го.
Последний раз минимальные цены на алкогольные напитки пересматривались более 5 лет назад
"Действующие минимальные цены слишком низкие, они не соответствуют уровню экономически обоснованных затрат на производство и реализацию алкогольных напитков, в частности, промежуточных продуктов, — отметил эксперт в комментарии Фокусу, — В такой ситуации дополнительное увеличение размера акцизного налога на промежуточные продукты без пересмотра минимальных цен правительством еще больше увеличит расходы производителей — плательщиков акцизного налога и негативно повлияет на их хозяйственную деятельность".