Президент ЭКО МАРКЕТ Инна Мирошниченко: мы сфокусируемся на доступности, и это не только о ценах
За ЭКО МАРКЕТ закрепился образ экономного супермаркета. Однако отечественный ритейл прогнозирует рост цен этим летом. Какова ситуация в вашей сети?
Сегодня наша сеть находится в процессе глубокой трансформации, которая предусматривает расширение концепции экономного супермаркета. Мы сфокусируемся на доступности, и это не только о ценах. Это о доступном качестве, доступном сервисе, доступном пространстве.
Именно поэтому мы будем поддерживать цены на максимально доступном уровне для наших гостей. К сожалению, избежать роста цен не удастся, однако он не будет сногсшибательным. Более высокая стоимость электроэнергии, топлива, ослабление гривны, отключение света — все эти факторы невозможно избежать. Однако, мы делаем все возможное, чтобы наши гости минимально ощущали их влияние.
Какое влияние имеют веерные отключения электроэнергии на цены?
Однозначно отрицательный. Однако влияние зависит от категории продукта. Больше всего растут расходы на молочные продукты и товары категории "фреш" — то есть все, что зависит от холодильников и особых условий хранения. Здесь мы прогнозируем рост цен на 10-20%.
Большое влияние отключения электроэнергии испытывает также хлебная отрасль. Хотя в себестоимости хлеба электроэнергия составляет малую долю, особенности производственного процесса означают, что не все оборудование на заводах может работать на генераторах. Если процесс останавливается даже на 2 часа, это разрушает партию, и для восстановления нужно уже 8 часов. Поэтому стоимость хлеба от таких заводов в текущей ситуации может быть на 10-15% выше.
Но повторюсь, что это касается только крупных заводов. Если брать меньшие объемы производства, например, как в пекарнях ЭКО МАРКЕТ, то я не вижу оснований для существенного роста цен на бакалею.
В целом, хотя большинство предприятий работают на генераторах, нужно понимать, что стоимость такой энергии почти втрое выше обычной.
А какие шаги предпринимает компания, чтобы уменьшить влияние этих факторов на цены?
Прежде всего, мы фокусируемся на энергоменеджменте. Это более комплексная история, чем просто закупка генераторов. Это еще и энергоэффективное оборудование, оптимизация графиков его работы, поиск альтернативных источников энергии (солнечные панели).
Да, мы активно закупаем современные холодильные камеры, которые потребляют значительно меньше энергии. А еще мы создали базовые магазины, где благодаря более мощным генераторам можем хранить больше продукции и работать с кулинарией. Они становятся нашими логистическими хабами для распределения этих продуктов в другие маркеты.
Мы постоянно сотрудничаем с существующими поставщиками и ищем новых. Благодаря большим объемам продукции, которые реализует ЭКО МАРКЕТ — только в прошлом году покупки у нас совершили около 37,7 млн гостей, — поставщикам выгодно сотрудничать с нами и они предлагают лучшие условия.
Относительно энергоэффективности. Насколько сеть готова к зиме?
Могу сказать, что мы хорошо подготовились к этой зиме. Активная работа началась еще осенью 2022 года после первых блэкаутов.
Сегодня все магазины сети ЭКО МАРКЕТ — а это почти 90 магазинов в 10 областях Украины, в том числе в прифронтовых городах, — обеспечены генераторами. Как я уже упоминала, в некоторых магазинах мы установили более мощные генераторы, что позволяет нам обеспечивать не только собственные потребности, но и потребности наших арендодателей. Также мы активно сотрудничаем с операторами мобильной связи и во время блэкаутов питаем их станции, чтобы поддерживать связь для украинцев.
Для обеспечения тепла мы установили автономные тепловые насосы. Благодаря этому решению мы можем поддерживать комфортную температуру даже зимой. Главное, чтобы была электроэнергия.
Мы также заботимся о наших гостях: на зиму мы планируем создать зоны для зарядки гаджетов и места для обогрева. Кроме того, маркеты, где есть кулинария, будут предлагать гостям готовую и горячую еду по доступным ценам.
Какие главные достижения компании за 6 месяцев этого года вы могли бы выделить?
Прежде всего, это стабильная работа ЭКО МАРКЕТ несмотря на все вызовы. Компания меняется, мы обновляем наши магазины. Мы постоянно проводим исследования и благодаря собранным данным, которые мы использовали за основу для дальнейших действий, нам удалось улучшить общий индекс восприятия сети среди наших гостей на 5,7 пункта. Наибольший прирост был по взаимодействию с продавцами (+15,33%) и чистоты магазинов (+42,7%). А рост лояльности среди посетителей к бренду составил 30%.
Также в этом году мы начали активно работать в направлении коллабораций, ведь сейчас как никогда важно помогать друг другу. Так, ЭКО МАРКЕТ и одна из крупнейших отечественных медиакомпаний объединили свои усилия во время Пасхальных праздников, чтобы рассказать украинцам об одном из главных его символов — крашанке. В отечественном прокате вышел первый семейный фильм, который был снят во время полномасштабного вторжения, — "Крашанка". А ЭКО МАРКЕТ запустил большую тематическую акцию со скидками и подарками. Кроме того, в нашем магазине в Киеве был установлен Национальный рекорд Украины по самой большой битве крашенок — сотни киевлян приняли участие в этом мероприятии.
Кроме бизнес-коллабораций, мы также сотрудничали с благотворительными фондами. Совместно с БФ "Твоя опора" и победителями Евровидения, группой Kalush Orchestra, мы реализовали совместный благотворительный проект для помощи одной из больниц на Херсонщине. В его рамках удалось собрать 1,8 млн грн на водоочистные сооружения, которые уже установили. Теперь медицинское учреждение может самостоятельно обеспечивать свои потребности в чистой воде, что очень важно для лечения пациентов. Отдельно хотим поблагодарить гостей наших магазинов: благодаря их неравнодушной позиции было собрано 1,3 млн грн — донатил каждый 16 покупатель.
Также я бы выделила работу ЭКО МАРКЕТ в прифронтовых городах, в частности Херсоне, Покровске, Мирнограде, Константиновке. Не все поставщики готовы работать там, поэтому логистику мы осуществляем собственными силами, привлекая собственные авто и водителей. Это позволяет обеспечивать местных жителей всем необходимым, поддерживать местные общины налогами и создавать рабочие места.
Что касается рабочих мест, здесь мы также не стояли на месте. Сегодня в компании работает почти 3000 человек. Мы активно привлекаем молодежь и людей пожилого возраста. Проблему с дефицитом кадров решаем благодаря переориентации "стереотипно" мужских профессий, которые у нас теперь чаще занимают женщины. Это стало возможным благодаря развитию наших внутренних курсов по обучению и повышению квалификации.
Какие еще обновления ждать в ЭКО МАРКЕТ?
Мы активно работаем над обновлением программы лояльности. Пока рано раскрывать детали, но могу сказать, что это будет максимально понятная и удобная система для всех — от молодежи до людей пожилого возраста. Это предполагает также развитие как существующих, так и потенциальных каналов коммуникаций. В частности, мы развиваем наши Телеграмм и Тик-Ток каналы.
Также мы продолжим обновлять наши магазины. Несмотря на войну, мы понимаем, что внешний и внутренний вид маркетов играет важную роль при совершении покупок. Поэтому с февраля 2022 года мы провели глубокую реновацию 9 маркетов, открыли новый магазин в Вышгороде и еще 13 магазинов пройдут путь реновации в течение этого года. В целом это примерно 25% от всех наших маркетов.
Какие планы на вторую половину 2024 года?
Продолжить трансформацию сети. Сейчас в приоритете — завершить реновацию 13 магазинов.
К зиме мы готовы еще с прошлого года: все необходимое оборудование для автономной работы маркетов мы закупили. Кроме того, значительно повысили энергоэффективность как центрального офиса, так и распределительного центра и магазинов.
Еще одно важное направление — создание безбарьерной и доступной среды в наших маркетах.
Можете рассказать больше об этой программе доступности?
Да, конечно. Не секрет, что в "наследство" от Советского Союза мы получили города и пространство в них, которые почти совсем не приспособлены для жизни людей с инвалидностью. С годами в Украине тема доступности и безбарьерности начала развиваться, появилось много организаций, которые начали активно продвигать этот вопрос. Однако это движение было постепенным.
Мы выполняли стандарты ГСН по инклюзивности. Однако со временем поняли, что этого недостаточно. Именно поэтому в декабре 2023 года ЭКО МАРКЕТ начал сотрудничество с ОО "Доступно.UA" по развитию вектора доступности. Тогда мы провели осмотр магазина на просп. Красной Калины, 17 и тренинг для персонала. Благодаря этому мы улучшили наш магазин.
Мы решили развить и масштабировать эту историю. Поэтому отныне при реновации магазинов мы сразу включаем вектор доступности как приоритетный. Кроме этого, мы также работаем над созданием специальной программы для нашего персонала во всех городах. Это будет комплексная история.
Как я уже говорила в начале интервью — ЭКО МАРКЕТ станет доступным супермаркетом.