Могут ли банки взыскать военный сбор с вкладчика задним числом: объяснение адвоката
Новый закон предусматривает повышение ставок, но вступит в силу только после выплаты доходов вкладчикам, поэтому банки не могут применить новую ставку на уже выплаченные средства.
В Украине недавно одобрили законопроект о повышении военного сбора, который вступает в силу с 1 октября, однако он еще не подписан президентом. Это означает, что банки и работодатели не имеют права удерживать налоги задним числом, и ответственность за уплату разницы в налогах полностью ложится на налогоплательщиков. Об этом рассказала адвокат Юлия Панасюк в комментарию изданию "Минфин".
В Украине принят законопроект №11416-д "Про внесення змін до Податкового кодексу Украины щодо обеспечения сбалансованості бюджетных надходжень у період дії воєнного стану", предусматривающий повышение военного сбора с 1,5% до 5%. Однако на данный момент законопроект не подписан президентом и не имеет четких разъяснений от Государственной налоговой службы (ГНС). Это приводит к неопределенности в отношении применения новых налогов и сборов, а также к затруднению их администрирования. Банки и работодатели не могут удержать налоги задним числом, и ответственность за уплату налоговой разницы ложится на самих налогоплательщиков.
Согласно украинскому законодательству, принцип ретроспективности в налоговом праве, как правило, не применяется. Это означает, что новые налоговые нормы не могут затрагивать операции, которые уже произошли до вступления закона в силу. Например, если законопроект вступит в силу после выплаты депозитного вклада, банк не вправе требовать уплату военного сбора задним числом. Данный принцип обеспечивает стабильность в вопросах налогообложения, так как изменения в налоговых ставках не должны оказывать влияние на доходы, которые уже были получены или выплачены.
Для ФЛП, которые подают отчетность ежемесячно, важно учитывать возможные изменения в налогообложении, чтобы избежать задолженностей и неуплаченных налогов за предыдущие периоды. Если вступят в силу повышенные ставки военного сбора, ФЛП должны будут подавать уточненные декларации за те периоды, которые охватывают время до внедрения новых ставок. Исправленная отчетность поможет учесть соответствующие доходы и налоговые обязательства в соответствии с действующим законодательством.
Уточненные декларации выступают в качестве инструмента, который гарантирует правильность расчетов и учитывает новые налоговые ставки только для тех доходов, которые появляются после официального утверждения изменений. Проблема неопределенности в изменении налоговых ставок также затрагивает работодателей, которые обязаны начислять заработную плату, особенно в случае увольнения сотрудников.
При увольнении сотрудника до вступления нового закона в силу работодатель обязан производить расчеты по действующим ставкам военного сбора и налога на доходы физических лиц. Это обеспечит соответствие начислений актуальным правилам на момент выплаты. Работодатели должны учитывать следующее:
- соблюдение действующего законодательства: все начисления должны производиться в соответствии со ставками, действующими на момент выплат;
- невозможность начисления "задним" числом: в случае смены ставок задним числом банк или работодатель не имеют права требовать доплат или возврата средств;
- консультации с налоговыми органами: при сомнениях в толковании изменений можно обращаться к ГНС или налоговым консультантам во избежание ошибок.
Вкладчики с депозитами могут столкнуться с влиянием новых ставок военного сбора. Особенно актуальны случаи, когда вкладчик закрывает депозитный счет, например, в октябре, до официального введения новых ставок, так как это связано с вопросами ретроспективного налогообложения.
На практике банки не смогут удерживать налог задним числом, поскольку в текущей банковской системе отсутствует автоматизированный механизм для корректировки налогов, которые уже были начислены и уплачены. Если новый закон предполагает увеличение ставок, но вступит в силу только после выплаты доходов вкладчикам, банки не смогут применять новые ставки к уже выплаченным средствам.
Однако в случае утверждения налоговых изменений в будущем налоговая инспекция может потребовать от вкладчиков представления уточненной декларации и уплаты разницы между старыми и новыми налоговыми ставками. В таком случае вкладчик самостоятельно будет отвечать за выполнение требований путем предоставления дополнительной отчетности или соответствующей уплаты.
Ранее Фокус рассказывал, каким банкам украинцы чаще всего доверяют свои средства. Также сообщалось, что НБУ ввел временную возможность безналичного обмена средств клиентов финучреждений в российских или белорусских рублях.