Дело техники. Обзор Фокуса
В прошлом году украинцы потратили на бытовую технику в три раза меньше, чем в 2008-м. Падение доходов заставит крупные торговые сети объединяться
"Чтобы купить стиральную машину за 2 тысячи гривен, я дождался скидки. Небольшой, в 150 гривен, но даже такое снижение цены – повод для приобретения", – рассказывает киевлянин Валерий Осадчук, который, как и миллионы соотечественников, в 2009 году покупал бытовую технику исключительно во время акций. Ярчайший пример небывалого спроса на домашнюю аппаратуру в сезоны распродаж – ажиотаж в день открытия столичного магазина Comfy в декабре прошлого года. Заявленные 20–30-процентные скидки вызвали многокилометровую автомобильную пробку – к полночи желающие приобрести "дешевенькое" запрудили все подъезды к торговому центру. Аншлагом воспользовались предприимчивые менеджеры магазина "Эльдорадо", расположенного по пути в заветный маркет: подогнали к пробке фургоны и продавали с них телевизоры и прочую аппаратуру по бросовым ценам.
По оценкам директора инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital Андрея Пивоварского, во время распродаж сбыт домашней техники вырастал минимум на треть, тогда как в периоды без акций залы маркетов пустовали: в течение 2009 года спрос на холодильники, микроволновые печи, пылесосы и стиральные машины резко упал. "За три квартала прошлого года объем рынка крупной и мелкой бытовой техники сократился на четверть, до 6,1 млрд. гривен", – рассказывает Андрей Свирский, руководитель отдела Retail & Technology Audit GFK-Ukraine. В 2009 году украинцы купили 20 млн. единиц бытовой техники против 35 млн. в 2008-м. Доходы продавцов, по предварительным оценкам, упали в три раза – до 9,5 млрд. грн.
Умножение упрощением
Стремясь вернуть покупателей, торговые сети занимались "удешевлением" своего ассортимента. Менеджер по закупкам непродовольственной группы товаров "МЕТРО Кеш энд Керри Украина" Наталия Кулакова отмечает, что они сократили количество дорогого товара на полках. По данным компании "Эльдорадо", продажи небрендированной мелкой техники, к примеру, утюгов и чайников, за год выросли на 10%. Увеличились продажи и собственных марок торговых сетей Delfa и Bravis у "Фокстрота", Elenberg и Cameron у "Эльдорадо". "Такая продукция более доступна по ценам и помогает нам полностью контролировать ценообразование по нашим ТМ", – утверждает руководитель продаж розничной сети "Фокстрот" Алексей Зозуля.
Еще одной стратегией стало вялое возобновление потребительского кредитования. По словам Андрея Свирского, на пике продаж, летом 2008 года, около 70% бытовой техники продавалось в кредит. Аналитик Astrum Capital Ярослав Стецик отмечает, что если до кризиса около 20 банков давали кредиты на домашнюю технику, то сейчас их всего 5–6. "Большинству банков кредитование покупки бытовых товаров сейчас фактически неинтересно", – говорит г-н Стецик. В 2009 году в крупных сетях работали в основном два финучреждения – ДельтаБанк и ПриватБанк. К концу года другие банки начали постепенно восстанавливать кредитование. "В сети "Фокстрот" мы практически в два раза расширили присутствие УкрСиббанка и открыли 100 точек с банком "Русский стандарт". Продажи в кредит к 2010 году увеличились в 5–7 раз в сравнении с 2009 годом и еще будут расти", – надеется финансовый директор группы компаний "Фокстрот" Василий Перепелица.
Впрочем, эти стратегии не особенно помогли. По словам президента Unitrade Group Владимира Колодюка, продажи бытовой техники и персональной электроники в 2010 году в лучшем случае останутся на прошлогоднем уровне. "Если не произойдет серьезных катаклизмов, которые негативно повлияют на экономику страны, мы прогнозируем рост рынка на уровне 5–10 процентов", – рассчитывает Андрей Пивоварский.
Сетевой передел
"В 2010 году произойдет передел рынка торговых сетей. Крупные игроки усилятся, мелкие или покинут рынок, или уйдут в нишевые сегменты", – уверен Андрей Пивоварский. Подходящей нишей для сменивших профиль может стать продажа мобильных телефонов, компьютеров и комплектующих к ним. Например, группа Unitrade до конца 2010 намерена закрыть сеть супермаркетов "Самобыт" и переориентировать ее площади под продажу электроники, которой занимаются другие группы.
Некоторые игроки полностью или частично продадут свои магазины коллегам по рынку. "Вряд ли это будут покупки за "живые" деньги". Крупные компании станут поглощать мелкие и погашать их долги", – считает аналитик Astrum Capital Наталья Пискунова. Так, летом 2009 года "Эльдорадо" приобрела права на аренду площадей обанкротившейся "Домотехники". По данным экспертов Фокуса, – за долги, составившие к концу I квартала прошлого года 479 млн. грн.
"Мы прогнозируем, что в 2010 году сети будут объединяться, чтобы увеличить объемы продаж и укрепиться на рынке", – говорит директор департамента инвестиционно-банковских услуг Concorde Capital Виталий Струков. В качестве примера он приводит поглощение в 2007 году магазинов "Быттехники" сетью Comfy, что позволило совместной компании вырваться в тройку крупнейших техномаркетов Украины. По словам г-на Струкова, в этом году участниками подобных объединений могут стать все крупные компании – "Фокстрот", "Эльдорадо", "АБВ-Техника", Comfy, "МЕГАМакс", Technopolis. По мнению экспертов Фокуса, среди вероятных покупателей – российские инвесторы и украинские финансово-промышленные группы, которые развивают ретейл, но так и не обзавелись сетью по продаже домашней техники.
Наталия Гузенко, Фокус