Подготовка к Евро-2012 не пройдет даром

В Донецке полный порядок со стадионом и аэропортом, но не хватает гостиниц. Во Львове – с точностью до наоборот. Но в этих городах не унывают: даже если Украина проворонит Евро-2012, все построенное ей пригодится

Related video

По узкой средневековой улочке едет трамвайчик, выкрашенный в цвета и символику Евро-2012. Через несколько кварталов – длинная бетонная стена, расписанная граффити на тему будущего турнира. Так выглядит Львов за четыре года до футбольного праздника, который, как уверены и чиновники, и простые горожане, состоится именно на их улице. Впрочем, такой оптимизм порой удивляет.

Стадион на бумаге
Ольга Гера из информационной службы львовской мэрии показывает нам пустырь на окраине города – 25 га поля, заросшего травой. На горизонте виднеется район многоэтажек. Это место город выделил под строительство стадиона и прилегающей к нему инфраструктуры. И хотя работы по его возведению должны были начаться еще весной, никаких признаков деятельности здесь не наблюдается.

Но Ольга Гера уверяет: стадион обязательно будет. "Место строительства очень удачное: тут и окружная дорога, и участки под застройку крупных торговых комплексов, да и спальный район, который расположен рядом, только выиграет", – говорит она. По ее словам, уже сейчас квартиры в соседних домах значительно выросли в цене.

Работы на площадке должны начаться со дня на день, говорит Олег Засадный, возглавляющий во Львовском горсовете департамент с красноречивым названием "Евро-2012". По его словам, все уже готово: есть проект стадиона на 33 тыс. зрителей, определен девелопер, который займется строительством. Им стала австрийская компания Alpine, специализирующаяся на подобных объектах. "На постройку стадиона уйдет примерно 80 млн. евро. Часть средств уже выделил Укрэксимбанк, остальные деньги найти будет несложно", – оптимистично заявляет чиновник.

Городские власти обещают, что стадион будет готов к 2010 году – ведь УЕФА требует сдавать объекты не позже чем за два года до начала футбольного турнира. При этом львовяне подчеркивают: соседняя Польша собирается завершить строительство двух из четырех стадионов лишь к 2011 году.

Одним из возможных инвесторов львовской футбольной арены называют хозяина футбольного клуба "Карпаты" Петра Дыминского (его состояние в рейтинге Фокуса – $580 млн.). И если раньше бизнесмен не мог договориться с городскими властями об условиях сотрудничества, то теперь, по словам Олега Засадного, все конфликты улажены. "Раньше Петр Дыминский хотел получить в аренду большой кусок городского парка для строительства торгового центра и парковки, но это невозможно. В итоге мы сошлись на том, что продлили ему аренду стадиона "Украина" еще на 10 лет за 1 грн.", – объясняет директор департамента "Евро-2012".

Жесткая посадка
Но даже если стадион будет готов в срок, добраться до него европейским футбольным фанам будет непросто. Требующий реконструкции Львовский аэропорт поделен на несколько частей, принадлежащих разным ведомствам: терминал находится в ведении Минтранса, а взлетная полоса – Минобороны. Правительство уже утвердило программу реконструкции аэропорта, которая должна начаться в следующем году. На ремонт взлетной полосы государство выделит 353 млн. грн., а терминал предполагается модернизировать за счет инвесторов.

Впрочем, по словам самих городских чиновников, львовским воздушным воротам вряд ли удастся принять всех гостей чемпионата. Олег Засадный рассчитывает на то, что распределить поток пассажиров помогут запасные аэропорты в Ивано-Франковске и Черновцах. Ну а в том, что Львов сможет обеспечить трансфер гостей до города (170 и 300 км соответственно), чиновник не сомневается.

С наземным транспортом ситуация получше. "До 2012 года мы планируем построить 11 транспортных развязок и 16 км новых дорог", – заявляет главный архитектор Львова Юрий Криворучко. Надежду на осуществление этих планов внушает то, что все работы по транспортной инфраструктуре, в том числе строительству железнодорожной высокоскоростной колеи европейской ширины, внесены в генплан развития города. "Горсовет уже выделил на 2008 год 110  млн. грн. на строительство автодорог, а всего программой предусмотрено освоить более 600  млн. грн.", – говорит Олег Засадный и добавляет, что город смог бы справиться с подготовкой к чемпионату без помощи государства и инвесторов, если бы 80% налогов оставалось в городской казне.

Зато по количеству гостиниц Львов даст фору другим городам чемпионата. К таким выводам пришла комиссия Министерства культуры, посетившая в июне город с проверкой. Чтобы выполнить нормы УЕФА, Львову теперь достаточно открыть 380 новых номеров категории "5 звезд" и всего 19 четырехзвездочных. План по гостиницам более низкого класса город уже перевыполнил.

Земля задаром
А вот на тысячу километров восточнее вопрос гостиниц, наоборот, стоит остро. "Футбол – это два часа в день. Остальное время – это какая-то интересная культурная программа, возможность перекусить, переночевать", – резонно замечает глава Донецкой обладминистрации Анатолий Близнюк. С этим в шахтерской столице пока неважно – нехватка пяти- и четырехзвездочных номеров здесь исчисляется тремя тысячами.

Поэтому городские власти активно ищут инвесторов для гостиничного и ресторанного хозяйства, туристического и развлекательного бизнеса, ведь во время чемпионата город посетят 80 тыс. туристов. Например, бизнесмену, который пожелает построить гостиницу, город выделит землю. "Не через тендер, а бесплатно!" – восклицает Анатолий Близнюк.

Его эмоции небеспричинны, и дело не только в гостиницах. Состояние городских дорог оставляет желать лучшего, тогда как губернатор мечтает перенять опыт Сингапура. "Там есть пяти- и шестиуровневые дорожные развязки. Мы к этому придем", – уверен он. По этому вопросу Анатолий Близнюк уже провел встречу с китайскими, швейцарскими и французскими компаниями. Правда, все это пока остается только проектом.

Еще одна головная боль донецких властей – метрополитен. "Это как чемодан без ручки", – раздражается глава обладминистрации. На поддержание уже построенного участка метрополитена сейчас уходит 3–5 млн. грн. в год, а закончить строительство подземки к Евро-2012 вряд ли удастся. "Если у кого-то есть 3 млрд. грн. – пожалуйста. Вкладывайте, достраивайте! Я – за", – рубит воздух ладонью донецкий губернатор.

Головокружение от успехов
Зато за спортивную инфраструктуру Донецка переживать не приходится. В парке им. Ленинского комсомола турецкая компания ENKA заканчивает строительство стадиона. Стройка обнесена высоким забором, но это не мешает видеть, что рабочие уже возводят стеклянный фасад и заканчивают крышу будущей арены футбольного клуба "Шахтер". Масштабность и темпы строительства впечатляют, как и $250 млн. частных инвестиций, вложенных в проект. "Мы надеемся, что в этом году строительство закончится, – говорит Сергей Палкин, гендиректор ФК "Шахтер". – Скоро мы начнем установку 53 тыс. сидений и займемся внутренней отделкой стадиона".

Не менее оптимистичен и гендиректор аэропорта "Донецк" Валентин Паламарчук. "Объем работ в этом году – миллионов на сто евро", – с гордостью говорит он, показывая на уходящий вдаль четырехкилометровый котлован, вдоль которого снуют самосвалы и экскаваторы. Это – новая взлетная полоса, которую обещают сдать в марте 2009 года. В отличие о нынешней, не подлежащей реконструкции, она сможет принимать дальнемагистральные самолеты. "Это будет вторая такая в Украине. Аналогичная – только в киевском "Борисполе", – хвастает Валентин Паламарчук.

Правда, после мягкой посадки гостей Донецка будет ждать холодный душ в виде старого советского терминала, явно не рассчитанного на большой поток авиапассажиров. И если взлетная полоса находится в собственности государства и финансируется из госбюджета, то найти частного инвестора, готового вложить в строительство нового терминала около 100  млн. евро, оказалось непросто. "Если согласятся строить аэропорты в Донецке, Харькове или Днепропетровске, то это будут инвестиции из чувства патриотизма", – невесело шутит Валентин Паламарчук. Но тут же с радостью делится секретом: ресурсы для терминала уже найдены, и вскоре он надеется огласить имя будущего инвестора.

Мечты сбываются. О новом стадионе в Донецке самый богатый украинец Ринат Ахметов мечтал давно. Его футбольная арена будет готова уже в этом году

Мечта Ахметова
Впрочем, и во Львове, и в Донецке понимают, что, учитывая все проблемы, через четыре года украинцы рискуют смотреть футбольный чемпионат лишь по телевизору. Но это не значит, что усилия по подготовке окажутся напрасными.

Например, строительство стадиона "Шахтер" вовсе нельзя связывать с чемпионатом. "Еще в начале 2000-х у президента нашего клуба (Рината Ахметова.Фокус) была такая мечта. А к работам мы приступили чуть ли не с начала 2003 г., когда о Евро-2012 еще никто и не мечтал", – объясняет Сергей Палкин.

Юрий Криворучко тоже уверен, что вся инфраструктура – от отелей до стадионов – крайне необходима Львову. "И если мы за четыре года сможем реализовать хотя бы половину задуманного, это будет огромный шаг вперед, – говорит он. – Независимо от того, получим мы Евро-2012 или нет".