Боеприпасы из болот и водоемов. Как в ВСУ преодолевают "снарядный голод", пока Запад ищет помощь

боеприпасы, снаряды, артиллерия, боеприпасы к артиллерии, снаряды украина
Фото: WSJ | Фото иллюстративное. Снаряды ВС РФ стали одним из источников пополнения боекомплекта к артиллерии ВСУ

Пока Чехия и другие союзники решают, когда и сколько отправить боеприпасов, бойцы ВСУ проявляют изобретательность. Трофейные российские снаряды и ударные дроны стали основной заменой дорогих западных выстрелов. Действующие военные рассказали Фокусу, удается ли им бороться с дефицитом снарядов и мешает ли это отражать атаки врага.

Related video

Ограничения поставок боеприпасов из США из-за политических разногласий между республиканцами и демократами в Конгрессе вынуждают Киев прибегать к нестандартным решениям. На поле боя в ход идут ударные дроны, мины, другие взрывоопасные предметы и неразорвавшиеся российские снаряды. Репортеры газеты The Wall Street Journal пишут, что украинские солдаты иногда ищут боеприпасы в болотах и на дне водоемов.

Издание приводит в пример 36-летнего бойца ВСУ Максима Полюховича, который занимается столь опасным поиском. Солдат проходит километры по минным полям, чтобы найти целые снаряды, оставленные российскими войсками при бегстве из Харьковской области. Военный говорит, что отправил не менее 14 000 снарядов бригадам на востоке Украины, а также 4 000 боеприпасов к БПЛА для сброса на скопления живой силы и техники ВС РФ.

Полюхович находит снаряды калибра 152 мм, совместимые с артиллерийскими установками времен СССР. Офицеры украинской 92-й штурмовой бригады, ведущие боевые действия возле разрушенного села Андреевка на востоке утверждают, что получили от Полюховича более 8 000 снарядов.

"Для обороны — хватает". Все ли так плохо с боеприпасами в бригадах ВСУ?

Ряд российских и украинских СМИ сделали некорректное обобщение статьи The Wall Street Journal, написав, что солдатам ВСУ приказывают искать боеприпасы в болотах и на минных полях. Авторы материала привели в пример Максима Полюховича как инициатора идеи, но о массовых приказах на уровне армии речи не было.

Найденные российские снаряды — далеко не основной источник пополнения запасов ВСУ, уверяют опрошенные Фокусом действующие военные. К примеру 47-я отдельная механизированная бригада (ОМБр) испытывает проблемы с недостатком боеприпасов, но для защиты от атак оккупантов ресурса достаточно. Безусловно, для контрнаступления понадобится намного больше снарядов, признает пресс-офицер бригады Анастасия Блищик.

Альтернативой дорогим западным боеприпасами для артиллерии стали FPV-дроны Fullscreen
Альтернативой дорогим западным боеприпасами для артиллерии стали FPV-дроны
Фото: Twitter

"Могу сравнить с периодом, когда наши военные шли в наступление летом 2023 года на Запорожском направлении. Сейчас мы в обороне на Авдеевском направлении, цифры по выстрелам из артиллерийских орудий абсолютно разные", — объясняет она в диалоге с Фокусом.

Альтернативой дорогим западным боеприпасами стали FPV-дроны. Обычные беспилотники до 30 тысяч гривен в руках грамотного пилота останавливают колонны российской техники, добавила Блищик.

"Если наши бойцы видят движущуюся колонну ВС РФ, по ним работает артиллерия, а рота БПЛА добавляет поражение дронами. Минометчики также не спят", — продолжила она.

Командование 47-й ОМБр, по словам пресс-офицера, не посылает солдат искать неразорвавшиеся российские боеприпасы. Трофейные снаряды и техника — другое дело. Так, на Запорожском направлении при зачистке посадок нашли много боекомплектов ВС РФ.

"Искать снаряды по болотам и речкам — таким у нас точно не занимаются. В Харьковской области затрофеили мины, танки и БМП, ведь россияне бежали и все оставляли. Вооружение солдаты брали для защиты Бахмута", — подчеркнула она.

Военный-аероразведчик, экс-нардеп Игорь Луценко в общении с Фокусом не жаловался на недостаток артиллерийских боеприпасов в его подразделении. Необходимая норма боекомплекта выстреливается согласно штатным приказам.

"Неразорвавшиеся боеприпасы теоретически можно использовать, но надо знать, как с ними обращаться. Сначала их разбирают, потом смотрят, что можно использовать. Я никому не рекомендую это делать, если не знаешь как", — кратко заметил он.

Командиры ВСУ не станут использовать живую силу для поиска боеприпасов в болотах, так как во время российского наступления и так хватает проблем на фронте, добавил военный.

В подразделении "ВИДАР" Главного управления разведки Минобороны Украины (ГУР МО), которым руководит Руслан Каганец, запасы артиллерийских снарядов выделяет ГУР МО на конкретные военные операции. За два года полномасштабной войны с Россией командир ни разу не сталкивался со снарядным голодом.

Пролежавший в грязи или воде снаряд становится непригодным для выстрела Fullscreen
Пролежавший в грязи или воде снаряд становится непригодным для выстрела

Тем не менее в ВСУ проблема с дефицитом боеприпасов острее, так как регулярная армия держит фронт в режиме 24/7, признается он.

"Часто привозим снаряды с собой, если знаем, что на определенных позициях у солдат нет боеприпасов. Под нашу работу выдаются снаряды для артиллерии и минометов. Интенсивность боев подразделений ГУР МО не столь интенсивна, как в линейных войсках ВСУ, что позволяет нам экономить ресурс", — рассказывает Каганец.

Компенсатором дефицита боеприпасов для многих боевых подразделений ВСУ, по оценкам военных, стала "снайперская артиллерия", или FPV-дроны.

"Боеприпасами из рек и болот не постреляешь"

Если снаряд пролежит в болоте, на земле или на дне реки, стрелять им уже нельзя. Можно вытащить из него тротил и другие элементы, но как артиллерийский боеприпас он приходит в негодность, говорит Фокусу военный эксперт Павел Нарожный.

"Бывают разные ситуации с трофейными снарядами: специальные подразделения в ВСУ их обновляют и отправляют снова в бой. Точно их не будут искать в болотах или реках, такими экземплярами уже не постреляешь. Тратить время солдат и подвергать их риску понапрасну крайне неэффективно", — продолжает аналитик.

Нарожный указывает, что в боеприпасе можно заменить взрыватель, средство воспламенения и другие вещи.

В среднем российская армия в фазе наступления выстреливает в шесть раз больше снарядов, чем ВСУ. Поэтому любой найденный и "затрофеенный" снаряд — только плюс для обороны Украины, добавляет аналитик.

Отметим, что Киев ожидает миллион снарядов от участников инициативы Чехии по закупке артиллерийских снарядов для пушек стандарта НАТО у третьих стран. Греция может стать ключевым поставщиком в рамках инициативы, писало издание Doureios news.

Напомним, шведская оружейная компания Saab и немецкая Rheinmetall говорили о зависимости от хлопка из Китая, применяемого в изготовлении пороха для артиллерийских снарядов. Если у ЕС ухудшатся отношения с Пекином, вероятны ограничения экспорта сырья.

Президент Украины Владимир Зеленский 6 апреля признавал нехватку снарядов у ВСУ для контрнаступления. Благодаря увеличению производства дронов в десятки раз удалось найти альтернативы боеприпасам к артиллерии.