Поджоги авто военных: ФСБ платит за диверсии или ТЦК "благодарят за работу"
"Силовая" мобилизация в Украине вызывает негативную реакцию общества. Российские спецслужбы пользуются моментом и платят за поджоги машин ВСУ — от этого страдают как сотрудники ТЦК, так и воюющие на фронте. Фокус выяснил, могут ли увеличиться подобные диверсии и как им противостоять.
В последнее время в разных городах Украины участились случаи поджогов военных легковых автомобилей и микроавтобусов. Причем автомобили принадлежат как сотрудникам ТЦК, так и воюющим на фронте. Военные приезжают в тыловые города встретиться с родными, провести отпуск или купить товары для повседневных нужд, но из-за хулиганских действий остаются без транспортных средств.
В селе Лиманское Одесской области 17 июня сожгли две машины: бус Volkswagen LT-35 и кроссовер Hyundai Santa Fe военных из Ровенской области.
В Киеве 18 июня за поджог двух военных авто задержали 48-летнюю жительницу Черниговской области и ее 14-летнего сына. А в Днепре группа молодых людей хотела сжечь автомобили военкомов, но их планы разоблачила СБУ. По версии следствия, для диверсий они подготовили "коктейли Молотова".
Подозреваемые искали в городе парковки, где военнослужащие оставляют свои автомобили, и успели поджечь один автомобиль. Стоит отметить, что на автомобилях военных в Днепре ранее замечали надписи "Не ТЦК". Так фронтовики подчеркивают, что они не участвуют в мобилизационных мероприятиях и заняты защитой страны от агрессора.
Личная месть ТЦК или хулиганство? Мотивы поджогов
Каждый случай поджога машин военных стоит рассматривать индивидуально. Нельзя исключать и мотивы личной мести у подозреваемых, говорит Фокусу адвокат, бывший работник полиции Виктор Чевгуз.
"Кому-то сосед не понравился, кто-то припарковался неправильно… Голословные рассуждения о том, что за все платит РФ или о мести работникам ТЦК — неправильные. По уголовным делам видно, что подозревают несовершеннолетних. Речь идет об актах хулиганства или диверсии за оплату, от россиян во время войны все можно ожидать", — объясняет он.
Если речь идет о поджоге машин военкомов, по мнению адвоката, это ответ общества на их незаконное поведение.
"Пусть действуют в рамках закона, тогда к ним будут относиться нормально. А если они мужчин за людей не считают: бьют, увозят в бусах, что тут можно говорить", — рассказал специалист.
По наблюдениям генерал-майора запаса СБУ, эксперта по безопасности Виктора Ягуна, в основном вычисляли завербованных подростков. По мотивам недовольства действиями работников ТЦК людей еще не задерживали.
"Поджигателям автомобилей теперь светит до 15 лет тюрьмы, а Россия смело рассказывает о партизанских отрядах в Украине против "произвола" военных. Ну и кто тут выиграл?" — спрашивает он.
Военный эксперт Олег Жданов трактует поджоги как диверсионную деятельность на пользу врагу. На данный момент явление остается без массовой поддержки украинцев.
"Мы видим единичные эпизоды поджогов. К сожалению, государство проигрывает в популяризации службы в армии и защиты родины. Если люди мстят за незаконные действия ТЦК, это также провал госполитики, которую определяет и внедряет президент Украины", — рассказывает он Фокусу.
СБУ периодически сообщает о расследовании таких дел, но следует пояснять, что лишние $1000 не стоят нескольких лет тюрьмы, заключил он.
ФСБ и ГРУ платят до $3 000 на карты
Правоохранители заверяют, что Россия вербует через Тelegram-каналы прежде всего подростков. За уничтожение военных автомобилей российские кураторы обещают заплатить до 3 тысяч долларов на подставную банковскую карту.
По данным следствия, в Тelegram нередко можно увидеть объявления о способах легкого заработка. В соцсетях пишут, что россиян интересуют подростки возрастом от 15 до 20 лет. Сперва им дают задание нарисовать граффити с антиукраинским содержанием, а далее — поджечь военное авто. Также даются простые инструкции, как приготовить "коктейль Молотова".
"Учитывая, что контакт происходит со специальным отделом ГРУ, который имеет финансирование на это дело, вашему ребенку могут еще и дать статью за госизмену", — предупреждают проукраинские мониторинговые группы.
Во время обысков у подозреваемых в поджогах находили мобильные телефоны, составляющие самодельной зажигательной смеси и банковские карты, на которы поступала оплата.
Спикер Нацполиции Елена Бережная в общении с Фокусом подчеркнула, что спецслужбы РФ активизировались в социальных сетях с начала 2024 года и начали привлекать людей к поджогам авто военнослужащих. За эти преступления грозит наказание до 10 лет лишения свободы и даже пожизненное заключение.
Самого младшего поджигателя, 13-летнего украинца, передали на поруки родителям. За аналогичное преступление оперативники задержали в порядке ст. 208 Уголовного процессуального кодекса Украины еще двух человек 17 и 18 лет. Суд избрал им меру пресечения в виде заключения под стражу без права внесения залога, всем грозит до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение. Еще двум фигурантам, матери и 14-летнему сыну, грозит до 10 лет тюрьмы.
"Следствием, при наличии соответствующих доказательств, определена квалификация по разным факта. По ч. 2 ст. 194 Уголовного кодекса (преднамеренное уничтожение или повреждение имущества путем поджога) предусмотрена ответственность до 10 лет заключения. По некоторым фактам — как диверсия (ст. 113 УКУ), санкция этой статьи предусматривает лишение свободы на срок до 15 лет или пожизненное заключение", — рассказала Бережная.
Россия стремится дискредитировать украинские органы власти и создать в СМИ картинку о протестных настроениях в Украине. Подростков легче завербовать для действий, чем взрослых, ведь они не осознают последствий своих действий и уровня будущей ответственности, что может навсегда изменить их жизнь, отмечают в полиции.
Всего в Нацполиции насчитали 16 случаев поджогов военных авто, в 11 из них виновники установлены и привлечены к ответственности.
Напомним, в марте 2024 года в Украине ликвидировали организованную преступную группу, члены которой сжигали жилье украинцев по всей стране. За свои услуги они получали от 500 до 3000 долларов.
Фокус ранее писал об изменениях в правилах рекрутинга в ряды ВСУ. После прохождения медкомиссии добровольцев отправят в специальные батальоны для базовой общей военной подготовки.