Последние проверки — при коронавирусе. Кто виноват в трагедии на канатной дороге в Киеве
Оборвавшийся трос над Днепром стал причиной гибели 20-летнего парня. Зиплайн хотели закрыть в 2021 году, но в суде решили, что он безопасен. Фокус выяснил, кто выдавал разрешения на работу аттракциона и насколько тщательно его проверяли.
В Киеве в районе Пешеходного моста 21 июля произошла трагедия: оборвался трос зиплайна от Арки Свободы украинского народа (до 14 мая 2022 года — Арка Дружбы народов) до Труханова острова. Катавшийся на аттракционе 20-летний парень упал в воду. Поисковая операция пострадавшего длилась около семи часов, его тело вытащили из реки утром 22 июля.
Примечательно, что аттракцион пытались закрыть в 2021 году, но, благодаря процессуальным проволочкам, он еще функционировал. Офис генерального прокурора Украины подавал в Хозяйственный суд Киева иск с просьбой признать троллей незаконным.
Конкурс на обустройство троллея выиграла компания без опыта реализации подобных проектов и эксплуатации аттракционов с потенциальной опасностью для жизни и здоровья человека. Хозяйственный суд Киева 2 декабря 2021 года не согласился с тем, что канатная дорога имеет повышенную опасность, и аттракцион продолжил работать.
Полиция Киева устанавливает виновных: следователи обыскивают службы Киевской горадминистрации, согласовавшие расположение аттракциона и органы госконтроля, выдавшие разрешения. Также удалось допросить директора аттракциона и персонал. Досудебное расследование ведется по двум статьям Уголовного кодекса Украины: нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью, повлекшее гибель человека и служебной халатности.
Виновным грозит до восьми лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет. Директор компании "Активная страна" и владелец канатной дороги Денис Курта обещает сотрудничать со следствием.
"Нарушены госстандарты": кто проверял аттракцион?
При оформлении предпринимательской деятельности связанной с опасностью, хозяйственный субъект обязан пройти ряд проверок. Профильные госслужбы должны выдать разрешения и составить графики с периодами проверок деятельности и состояния техобслуживания, рассказывает Фокусу депутат Киевского городского совета Леонид Емец.
"Если подобные трагедии случаются, значит, допустили явное нарушение. Киевский горсовет не может контролировать бизнесменов, в этом плане он имеет чисто церемониальные функции. Максимум — мы можем пригласить руководителя коммунального предприятия, чтобы он дал разъяснения по ситуации. Придет ли он на отчеты — вопрос его доброй воли, ответственности за неявку он не несет", — замечает он.
Как утверждает эксперт в области градостроительства, член Украинской академии архитектуры Виктор Глеба, ни одного разрешения на работу от государственных органов троллей через Днепр не получал.
"Почему так вышло? Очевидно, секрет в реформе разрешительной системы. "Смотрящим" от властей Киева стало легче получать деньги и нарушать государственные стандарты при размещении аттракционов", — делится он мнением с Фокусом.
По нормам стандартизации, должен быть специальный проект на аттракцион, технологический паспорт с печатями, разрешение Госслужбы Украины по вопросам труда и договоры аренды земли.
"Неужели никто из чиновников не знал, что от Арки Свободы украинского народа в Киеве людей отправляют на другой берег Днепра? Значит, незаконно установленные металлические каркасы с тросами нельзя демонтировать, а киоски и памятники — можно? Трос проходит над Днепром, где водолазы и катера, охраняющие безопасность отдыхающих?" — спрашивает Глеба.
"Плановые проверки запретили": что говорят в Гоструда
Владелец зиплайна над Днепром — обычный субъект хозяйственной деятельности и в сфере охраны труда его можем контролировать, если это разрешено законом. Однако мораторий на регулярные проверки действует в Украине со времен пандемии COVID-19, поясняет Фокусу директор департамента по вопросам безопасности труда Госслужбы Украины по вопросам труда Александр Игнатов.
"Плановые проверки не ведутся, они запрещены. Внеплановые проверки разрешены лишь по основаниям, определенным в законодательстве", — добавляет чиновник.
Существует четыре основания для внеплановых проверок:
- поручение главы Кабмина Дениса Шмыгаля;
- обращение гражданина о нарушении его прав;
- смертельный случай, связанный с производством (случай с тросом над Днепром не связан с производством) или авария;
- внеплановая проверка выполнения ранее выданных предписаний.
"С точки зрения Госслужбы труда инцидент с троллеем можно рассматривать как аварию на объекте с повышенной опасностью. Если нам направят уведомление субъект хозяйствования или правоохранители, у нас появится основание выйти с проверкой. Мы готовы к этому сценарию", — говорит Игнатов.
В то же время у архитектора Олега Гречуха, наблюдавшего за налаживанием и проверкой аттракционов в столичных парках, сложилось впечатление, что специалисты проверяют технику качественно.
"Они же понимают, что это касается жизни детей. Если что-то не так привяжут или сделают, будут последствия. Меры по улучшению безопасности проводятся даже в условиях войны. Что касается троллея через Днепр, там же были страховочные механизмы. Очевидно, что компания-владелец проходила проверки. Были ли они формальными — уже вопрос к следствию", — рассказывает специалист Фокусу.
Как правило, владельцы опасных аттракционов должны предупреждать людей об ограничениях. Если у человека проблемы со здоровьем, он должен об этом сообщить, чтобы снять с организаторов ответственность за возможные последствия, резюмировал он.
Напомним, трос зиплайна над Днепром оборвался почти на середине реки. Водолазы почти сразу начали поиски, но им помешала ночь.
Фокус ранее писал, что в Саудовской Аравии хотят построить "плавучий" парк посреди моря площадью в 1,6 миллиона квадратных футов. На территории парка будет вертолетная площадка, три отеля и 11 ресторанов для посетителей.