Выездная пресс-конференция. Как Юрий Луценко и Арсен Аваков наводили в Одессе шороху

Сегодня в Одессе высадился десант из руководителей Генпрокуратуры, МВД, Нацполиции и заместителя главы СБУ. Могут ли правоохранители похвастаться успехами в борьбе с нападениями на активистов и как украинцы отреагировали на неоднозначные заявления Юрия Луценко, по горячим следам разбирался Фокус

Выездное заседание координационного совета руководителей правоохранительных органов, в котором участвовали генпрокурор Юрий Луценко, министр внутренних дел Арсен Аваков, глава Нацполиции Сергей Князев, заместитель главы СБУ Павел Демчина и губернатор Одесской области Максим Степанов, прошло в полузакрытом режиме. По крайней мере, не все местные журналисты о заседании знали, а когда узнали, то не смогли прорваться внутрь. Можно ли считать, что таким образом генпрокурор, прибывший на место социальной напряженности, постарался от этой самой напряженности отгородиться, сказать сложно. Некоторые местные активисты посчитали, что таким образом Юрий Луценко избегает неудобных вопросов, при этом сам чиновник пообещал разобраться в причинах недопуска журналистов и заявил, отвечая на вопрос из зала, что "прессу он не подбирает".

Зачистка СМИ

Не подбирает, однако внимательно за ней следит и все записывает. Особенно если речь идет о проявлениях сепаратизма и антигосударственных высказываниях.

Анонсировав зачистку СМИ, генеральный прокурор в качестве примера упомянул некую даму, которая в эфире телеканала 112 "долго вещала" о том, что украинские корабли не имели права "входить в российские территориальные воды Крыма". Теперь против нее возбуждено уголовное дело. "И эта дама будет отвечать", — подчеркнул Луценко. При этом, по его словам, антигосударственные проявления позволяют себе многие региональные СМИ Одесской области.

"У нас свободная страна и можно критиковать кого угодно, но все, кто будет покушаться на территориальную целостность или призывать к свержению правящего строя, ощутят силу закона. Все, кто будет маневрировать вокруг этих статей, но вести антигосударственную пропаганду — мы тоже умеем маневрировать", — добавил генпрокурор.

Бумеранг насилия

Юрий Луценко также рассказал, что перед заседанием виделся с Олегом Михайликом и Сергеем Стерненко. Напомним, на Михайлика напали у собственного дома 22 сентября и выстрелили ему в грудь. На Стерненко первый раз напали 1 мая, выстрелив в него из травматического оружия. А 24 мая на активиста напали двое мужчин, одного из которых Стерненко убил ножом, а другого — тяжело ранил. Теперь, по словам Луценко, его дело объединили с нападением на двух одесских активистов Кузаконю и Козьму. В их машину 2 августа на полной скорости врезался грузовик.

Генпрокурор рассказал присутствующим, что сумел договориться с активистами о сотрудничестве, и поделился свежей информацией о ходе следствия. Так, для продолжения следствия по делу Михайлика правоохранителям нужна пуля, которую в скором времени должны достать из его тела врачи. "Если она была выпущена из найденного у задержанных пистолета, то все станет понятно, и мы будем работать по заказчику. Если нет — продолжим работать по исполнителям", — рассказал глава ГПУ, отметив, что активисты часто сами провоцируют насилие по отношению к себе.

"Никто, даже самый идеальный активист, не имеет права на собственное усмотрение собирать группу с битами и нападать на, как он считает, незаконное строительство, лотерею... аптеку и т.д. Никто не имеет права этого делать, кроме уполномоченных государством органов", — заявил генеральный прокурор.

Впрочем, потом Юрий Витальевич смягчился и признал, что часто у активистов нет другого выхода, так как обращение в правоохранительные органы никак ситуацию не меняет. Естественно, такое заявление генерального прокурора не могло не привлечь внимание (и гнев) пользователей социальных сетей.

Fullscreen

Тем более, что сам активист Михайлик рассказал несколько другую версию событий.

Зловредные застройщики

В Одессе активисты часто страдают именно в попытках остановить незаконные (или сомнительные) строительные работы. Поэтому генпрокурор заявил, что одесские стройки остановят на месяц для проверки документов и их законности. Такие меры связаны с последними событиями на Гагаринском плато, где титушки напали на людей, протестующих против строительства многоэтажного жилкомплекса на месте бывшего дома приемов мэрии.

"Я попросил губернатора и министра внутренних дел в рамках их полномочий остановить строительство и осуществить проверки. У кого нет хотя бы одного разрешительного документа — тот работать не будет. То же касается и тех, кто использует нелегальные методы получения разрешений и титушек. Мы разграничим тех, кто строит честно и тех, кто незаконно… Проверим, как расходуются бюджетные средства, качество работ, наличие фиктивных фирм", — отметил генпрокурор.

Юрий Луценко также добавил, что правоохранители будут закрывать спортивные организации и охранные фирмы, которые предоставляют своих людей для силовых акций в интересах застройщиков.

Fullscreen

В свою очередь министр внутренних дел Арсен Аваков назвал Одессу "столицей уголовного мира Украины".

"У местных политиков есть целые бригады боевиков и активистов. При этом настоящих активистов бьют. Если у губернатора и мэра нет сил решить этот вопрос, мы будем им помогать. Город ждет ряд неприятных проверок. Будут изучены уголовные схемы. Здесь будут работать специалисты из других областей, чтобы не было договорняков", — сказал министр.

Дело Гандзюк

Во время заседания Юрий Луценко отметил, что дело Гандзюк постепенно продвигается. По его словам, следствие считает ключевой фигурой в организации нападения херсонского уголовного авторитета, ранее судимого Левина, который ранее уже был осужден вместе с отцом за организацию убийств и разбойных нападений на водителей в Херсонской области. Его отец получил пожизненный срок, а сын — 15 лет. Однако затем досрочно вышел по закону Савченко и сбежал из Украины, когда полиция задержала первых подозреваемых по делу. Луценко отметил, что правоохранители делают все, чтобы его задержать, не уточнив деталей и даже имени подозреваемого.

По данным депутата Мустафы Найема, новый подозреваемый — 41-летний Алексей Левин (Москаленко). Он якобы является членом известной в области ОПГ Москалов и работает помощником депутата областного совета Николая Ставицкого, близкого к главе облсовета Владиславу Мангеру. Как сообщил депутат, сейчас подозреваемый скрывается в Доминиканской республике.

Fullscreen

В связи с этим многие активисты остаются недовольными ходом расследования убийства херсонской активистки. В группе "Хто замовив Катю Гандзюк?" действия полиции и Гепрокуратуры называют не иначе как саботажем. Раскрытие личности одного из заказчиков также не вызвало особой радости.

Fullscreen

Такие разные активисты

Стоит отметить, что на пресс-конференции генпрокурор говорил не только о расследовании покушений на активистов. Нашлось время поговорить и о военном положении, и о том, как украинские силовики будут отныне реагировать на массовые беспорядки и бунты.

"Если "активисты" или другие лица будут нападать на правоохранителей во время военного положения, нужно разрешить силовикам делать предупредительный выстрел, а затем стрелять на поражение", — сказал генеральный прокурор и вызвал еще один всплеск негодования в социальных сетях. Ведь еще в феврале 2014 года Юрий Луценко оценивал активное сопротивление правоохранительным органам несколько иначе.

Fullscreen

Генеральный прокурор также отметил, что монополия на насилие должно принадлежать государству.

"Никто другой, кто не носит мундир, не принимал присягу и не несет уголовную ответственность за нарушение правил применения насилия, предусмотренного государством, не может безнаказанно этого делать ни по отношению к гражданам, ни тем более к правоохранителям", — отметил генпрокурор.