Без колёс. Какие трудности ждут авторынок Украины в 2014 году

Весной продажи новых авто в Украине упали до пятнадцатилетнего минимума. Причина — рекордное подорожание иномарок из-за девальвации гривны

Инженер-строитель из Киева Андрей Пособчук последний год работал на объектах в Саудовской Аравии. Вернувшись домой в разгар революции, в феврале он решил купить автомобиль. «Меня отговаривали — родители советовали подождать, не спешить тратить деньги. Но подвернулся случай, продавали пятилетнюю корейскую иномарку за 100 тыс. гривен. И я решился», — рассказывает Андрей. Сейчас, когда с момента покупки прошло почти три месяца, он не нарадуется приобретению. С начала февраля следом за курсом стоимость автомобилей увеличилась примерно на 30%.

Как колёса дорожали
В феврале, когда гривна только начала шататься, автомобили ещё продавались. И даже лучше, чем годом раньше. Рынок вырос на 21,8% в сравнении с февралём прошлого года, было продано более 15 тысяч авто, подсчитали в «Ниссан Мотор Украина». Украинцы стремились сохранить сбережения, ожидали девальвации и легко расставались с гривной, покупая автомобили. Стремясь избавиться от запасов, автосалоны подстёгивали покупки, объявляя различные акции. «Мы купили машину за 220 тысяч гривен, притом что без акционной скидки такая модель стоила 240 тысяч», — рассказывает юрист Юлия Майкова.

Впрочем, по словам главы правления «ВиДи АвтоСити» Артёма Ткаченко, в феврале многие потенциальные покупатели старались успеть приобрести авто и без акций, опасаясь грядущего роста цен.

Эти опасения оправдались сполна — уже в марте цены были проиндексированы. К примеру, купленный Майковой автомобиль сейчас стоит на четверть дороже, около 300 тыс. грн. «Автомобили — импортный товар. Во всех автосалонах цены поднялись пропорционально росту валютного курса», — рассказывает бренд-менеджер «Атлант-М» в Украине Юлия Кажарская. По словам Артёма Ткаченко, авто дорожают постепенно: по мере истощения запасов автомобилей, закупленных дилерами по старому курсу. Большинство моделей уже приросли в цене на 30–40%, но в некоторых салонах всё ещё можно найти машины, которые подорожали не так сильно. Чуть ниже дилеры стараются держать цены на бюджетные авто и прошлогодние модели, особенно если в продаже уже появилась модификация выпуска 2014 года.

С исчезновением спроса прекратились и поставки новых автомобилей — большинство импортёров приостановили их ввоз, ожидая стабилизации курса. Исключение делается лишь для машин, покупаемых под заказ для конкретных клиентов, — их компании импортируют при любом курсе.

Уменьшится и количество автомобилей, производимых в Украине. Как сообщили Фокусу в пресс-службе УкрАВТО, компания вдвое сократила план по производству автомобилей в 2014 году. Даже несмотря на то, что собранные в Украине машины подорожали меньше импортных.

Надежда на правительство
По мнению импортёров, одна из существенных составляющих нынешнего падения спроса — утилизационный сбор на авто. Он появился задолго до девальвации, осенью 2013-го. Из-за этого сбора ввозимые в страну автомобили прибавили в цене от 5 тыс. до 60,5 тыс. грн в зависимости от объёма двигателя и возраста. «Рынок начал проседать уже тогда», — вспоминает глава
ВААИД Олег Назаренко.

Впрочем, Олег Назаренко уверен, что кардинально повлиять на рынок может только государство. Частично это было сделано: уже после девальвации, в апреле, был отменён упомянутый утилизационный сбор. Плюс на треть снизились пошлины на импортные малолитражки с двигателем объёмом 1–1,5 л. Но параллельно с этим парламент вдвое увеличил акциз на авто, что компенсировало отмену сбора и снижение пошлин.

В итоге цены всё же выросли вровень с курсом. По прогнозу Артёма Ткаченко из «ВиДи АвтоСити», такой рост по итогам 2014 года приведёт к падению автопродаж на 20–30% — до 140–150 тыс. авто. Правда, Ткаченко допускает, что прогноз можно будет улучшить, к примеру, после стабилизации курса гривны хотя бы на уровне 11 UAH/USD. В этом случае потенциальные покупатели снова начнут брать кредиты и авторынок оживёт. Но произойдёт это никак не раньше конца лета — начала осени.

Наталья Гузенко, Фокус