Как Голливуд превращал пророка Моисея в супергероя

Кадр из фильма "Исход: цари и боги" Ридли Скотта
Кадр из фильма "Исход: цари и боги" Ридли Скотта

В прокате стартовал показ убойного эпика "Исход: цари и боги" Ридли Скотта о жизни и приключениях библейского пророка Моисея. В главной роли оскаровский лауреат Кристиан Бейл

Украинские прокатчики переиначили название фильма на свой манер, превратив "Исход" в "Выход". В другом случае это было бы вопиющей безграмотностью, но с "Исходом" Ридли Скотта они попали в яблочко.

История о библейском пророке, водившем свой народ сорок лет по пустыне в поисках земли обетованной, у создателя хита "Чужой" и блокбастера "Гладиатор" вышла, как репродукция иконы. Вроде тех, что носят торговцы по вагонам в метро, рекламируя "высокое качество" печати. Полиграфия там действительно неплохая, что не отменяет странности словосочетания.

Ветхозаветная история, пропущенная через голливудский конвейер, выглядит так:

Моисей (Кристиан Бейл), брат будущего фараона Рамзеса, узнает от рабов-евреев, что он – потомок рабов, а вовсе не принц. Младенцем он был подброшен матерью бездетной дочери фараона. Мать хотела спасти сына от египтян, которые по приказу фараона убивали всех еврейских первенцев мужского пола.

Информацию доносят Рамзесу, отлично сыгранному Джоэлом Эдгертоном. Став фараоном, Рамзес начинает вести себя как последний гопник. Особенно достается Моисею, в котором он подспудно чувствует врага.

Последнему ничего не остается, как с низкого старта отправиться в добровольное изгнание. Мыкается будущий пророк долго, покрывается от зноя струпьями и в момент, когда кажется, еще немного и отойдет в мир иной, встречает девушку своей мечты, женится, пасет скот и чувствует полную гармонию с миром.

Однажды он падает, ударяясь головой о камень. Ему является мальчик, именующий себя Сущим, который приказывает вывести евреев из Египта. Моисей приходит к Рамзесу, и начинается эпичная и величественная чехарда в обрамлении пафосного саундтрека Альберто Иглесиаса.

Нашествие полчищ крокодилов, лягушек и саранчи, расступившееся Красное море и батальные битвы евреев и египтян. Эти сцены воссозданы Скоттом так мощно, что вышибают из зрителя все мысли, даже о невыключенном дома утюге. Ты сидишь с отвисшей челюстью и пытаешься постичь масштаб выполненных работ.

Фильм обошелся студии 20 Century Fox в 140 миллионов долларов. Над декорациями на трех площадках работало около тысячи человек – строителей, художников и декораторов. В специальном подводном резервуаре воссоздали море, громадную цистерну превратили в Нил. По фрескам и музейным экспонатам восстановили предметы быта древнего Египта.

Странный запрет

Кстати, в стране пирамид, а также в Марокко и Объединенных Арабских Эмиратах, власти "Исход" запретили из-за "исторических несоответствий"и "множества ошибок не только в изображении ислама, но и других религий".

Запрет странный. Ясно, что Скотт не претендовал на документальный пересказ библейского сюжета. Поди сделай из заики, которым, согласно оригиналу, был Моисей, голливудского супермена.

Но вот понять, почему человек с талантом Скотта так мало внимания уделил внутренней трансформации, происходящей с главным героем, трудно. Бейл - актер с мощным драматическим даром, но в "Исходе" он выглядит так же плоско и однозначно, как сыгранный им же Бетмен.

Впрочем, если на время стереть из памяти все, что вы читали или думали о Моисее, можно смотреть это кино как историю о двух парнях, которые росли вместе "на районе", а потом выяснили, что они разные люди.