Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса
Прощай, речь. Лучшие фильмы не для проката

Прощай, речь. Лучшие фильмы не для проката

Сила контрастов, поиски утраченного прошлого, соль на сердце, а также Кевин Костнер и семь мексиканских бегунов — в новинках кино, которые обошли стороной украинский прокат

000

"Всё ещё Элис" / Still Alice

Режиссёры: Ричард Глацер, Уош Уэстмоленд
В ролях: Джулианна Мур, Алек Болдуин, Кристен Стюарт

Сюжет: Элис (Мур) — профессор лингвистики, замужем за красавцем-биологом (Болдуин), воспитала троих детей. Ей недавно исполнилось 50, и кажется, что жизнь не могла сложиться удачнее. Идеальная картинка постепенно распадается: сперва Элис забудет слово "лексикон", выступая с докладом, потом заблудится на пробежке по хорошо знакомому маршруту, а на праздничном ужине дважды познакомится с новой девушкой сына. Доктор попросит Элис пройти ряд несложных тестов, и в итоге выяснится, что у героини редкая форма болезни Альцгеймера.

Зачем смотреть: есть вещи страшнее смерти — например, потерять себя и продолжать жить. Именно это происходит с Элис: её главная гордость, интеллект, предаёт её. Особая жестокость в том, что болезнь Альцгеймера гораздо быстрее прогрессирует у людей с высоким уровнем интеллекта. "Лучше бы у меня был рак", — говорит Элис мужу. Рак изувечил бы её тело, но хотя бы пощадил разум. А деменция не знает жалости. В таком контексте создатели фильма могли легко сползти в тёмную яму безнадёги и утащить за собой зрителя. Вот только Элис отказывается ползти — она сражается, зная, что обречена. Как только ей ставят окончательный диагноз, Элис записывает видеопослание себе будущей, себе, потерявшей себя. Не просто послание — руководство к действию, инструкцию, как сохранить достоинство. И контраст между той сильной красивой женщиной на экране ноутбука и нынешней, непричёсанной, в халате, с потерянным взглядом, способен раздавить кого угодно.


"Медленный Запад" / Slow West

Режиссёр: Джон Маклин
В ролях: Майкл Фассбендер, Коди Смит-Макфи, Бен Мендельсон

Сюжет: шотландскому аристократу Джею 16 лет, и он влюблён. Что может пойти не так? Однако его возлюбленная убегает вместе с отцом в Америку, на Дикий Запад. Джей (Смит-Макфи) спешит следом, с чемоданом, полным барахла, включая путеводитель по американскому Западу и, конечно же, чайник. Гибель паренька — вопрос времени. Благо на его пути появится Сайлас (Фассбендер), суровый наёмник, который разговорам предпочитает выстрелы, и Джей быстро сообразит, что по Дикому Западу безопасней путешествовать в компании убийцы на зарплате. Одна беда: у Сайласа свои планы насчёт их совместной поездки.

Зачем смотреть: на Диком Западе нет и не было других новостей, кроме жестокости и страданий, и дебютный фильм Джона Маклина без стеснения заходит на истоптанные земли классического вестерна. С одной стороны, эта история кое-чем обязана "Железной хватке" братьев Коэн, с другой — лента Маклина в своей ироничной торжественности и симметричной выверенности кадра напоминает работы Уэса Андерсона. До предела это чувство доходит в огнестрельном финале, который вершится едва ли не в кукольном домике. Пока юный герой лежит на земле, целится в звёзды и мечтает о железной дороге на Луну, его наёмник чешет задницу дулом пистолета. Самоирония фильма дрейфует из неочевидного в буквальное: здесь остаются без штанов после интеллигентной беседы, а на сердечные раны буквально сыплют соль.


"Феникс" / Phoenix

Режиссёр: Кристиан Петцольд
В ролях: Нина Хосс, Рональд Церфельд, Нина Кунцендорф

Сюжет: 1945 год, послевоенный Берлин. Нелли (Хосс), бывшая певица, выжила в мясорубке Освенцима, но осталась без лица — даже солдаты на блокпостах морщатся от того, что у неё под бинтами. Подруга помогает Нелли сделать пластическую операцию, но восстановить прежнюю внешность не удаётся. Героиня верит, что удастся спасти хотя бы свой брак — в Берлине остался её супруг Джонни (Церфельд), который, как считает подруга, и сдал Нелли немцам. Но муж не узнаёт её, когда они встречаются, — Джонни разглядит лишь мимолётное сходство с погибшей, как он думает, женой, и предложит Нелли стать лицом его афёры с получением компенсации за смерть родных супруги.

Зачем смотреть: можно ли найти своё прошлое в пыльных руинах, которые были твоим домом? Нелли находит там осколки зеркала — они показывают ей чужие, незнакомые черты. Муж видит в Нелли только тень жены, куклу, безвольный манекен, который он наряжает, дрессирует и использует в собственных целях. "Феникс" — камерная драма о невозможности любви и потере идентичности, кино медленное, болезненное и прекрасное. Героиня "Феникса" скользит по фильму, словно привидение, у которого похитили всё, даже цепи. Так картина Петцольда показывает, что человека необязательно уничтожать физически — достаточно изуродовать снаружи, выпотрошить внутри, и он уже никогда не отыщет дорогу обратно из концлагеря. Нелли удастся найти разве что собственный голос, и когда она запоёт, у каждого из вас перехватит дыхание.


"Тренер" / McFarland, USA

Режиссёр: Ники Каро
В ролях: Кевин Костнер, Рамиро Родригес, Карлос Праттс

Сюжет: Джим Уайт (Костнер), учитель старших классов и тренер по совместительству, снова потерял работу. Плохая это идея, швыряться бутсами в богатеньких школьников. С таким нравом Уайта берут только в школу МакФарланда, фруктовой столицы штата Калифорния и одного из самых бедных городов США, где большинство вывесок на испанском, а вместо бургеров — сплошные буррито. Латиноамериканцы всех возрастов заняты в МакФарланде 1987 года сбором овощей и фруктов на полях, которым нет конца. Нет здесь и будущего — по крайней мере, пока Уайт не разглядит в группе школьников прирождённых бегунов.

Зачем смотреть: фильм Ники Каро мог быть чудовищным, как всякая история про очередного белого мессию, который пришёл в трущобы и с невозмутимым лицом спас всех смуглых ребят. Но "Тренер" — это не приторная байка о спасении дикарей мудрым белым господином. Перед нами трогательная диснеевская сказка, которая обречена на хеппи-энд, поскольку сюжет "Тренера" — родом из реальности. В 1987 году Джим Уайт привёл школьников из нищего городка МакФарланд к победе на чемпионате Калифорнии по бегу по пересечённой местности.

Фильм фокусируется на знакомстве тренера с иной культурой и на команде бегунов-школьников, которые встают до рассвета, работают в поле, идут в школу, а после занятий снова гнут спины на грядках. У этих детей нет иных перспектив, кроме разве что тюрьмы за углом. Но у них есть то, чего недостаёт многим, — характер. "Тренер" не занимается социальной критикой — он просто хочет воодушевить зрителя, и это ему удаётся.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.