Кот, пицца и конец света. Рецензия на фильм "Тихое место. День первый"
В Украине стартовал долгожданный приквел "Тихого места", который должен был нам многое объяснить из оригинальной картины.
Накануне в украинских кинотеатрах начался показ приквела "Тихого места" — "Тихое место. День первый". На смену Эмили Блант пришла Люпита Нионго, вместо провинциальной равнины — Манхэттен в Нью-Йорке, а двоих детей заменил один кот, и не факт, что он справился хуже! Анализируем, хорошо ли это, и главное — при чем здесь пицца. Фокус посмотрел фильм одним из первых и рассказывает о нем.
О чем фильм "Тихое место. День первый" 2024
Многим поклонникам франшизы "Тихое место" известно влияние на создателей истории об инопланетянах со странной мотивацией, бессмысленно убивающих всех, кого нащупали ушами (или что там у них), оказали культовые "Чужие". Инопланетяне из "Тихого места" перемещаются, выглядят и откладывают яйца точно так же, как и их "коллеги" из фильма Джеймса Кэмерона.
В случае с приквелом режиссер Майкл Сарноски, сменивший в кресле "director" Джона Красински, убрал из сюжета не только супругу предшественника, но и заменил детей ее героини на кота, и, похоже, здесь мы снова видим отсылки к "Чужому", ведь кот Джонси был единственным выжившим на корабле "Ностромо", помимо героини Сигурни Уивер. Правда, в отличие от кота в картине-вдохновительнице, кот Фродо — главный персонаж этой научно-фантастической ленты, и именно за него мы переживаем больше всего!
Фродо — кот-поддержка умирающей поэтессы Самиры (Люпита Нионго) из Нью-Йорка, которая живет в хосписе, медленно гаснущая от онкологического заболевания. Она берет с собой кота всюду, куда бы ни отправилась. Не стала исключением и поездка в кукольный театр, где Самиру и застало прибытие инопланетян.
Ужасные организмы с бессмысленной тягой к разрушению прибыли на Землю после короткого метеоритного дождя и, не откладывая в долгий ящик, приступили к своим кровавым расправам. Зрителям несколько раз подробно удается рассмотреть анатомию существ, угрожающих планете, но в остальном Сарноски не добавляет зубастым персонажам хоть сколько-то важной описательной информации, как, впрочем, не объясняет и их мотивацию (ранее Сарноски снял драму "Свинья" и, вероятно, не слишком уверенно расставлял акценты в научно-фантастическом саспенсе).
Итак, что же еще отличает приквел от оригинала? Из по-настоящему тихого во всех смыслах места зрителя переносят в густонаселенный Нью-Йорк, вероятно, с целью сыграть на контрасте шумного мегаполиса и мертвой тишины, в которую вынужден будет погрузиться один из самых громких городов мира.
Героиня Люпиты Нионго зациклена на походе в свою любимую пиццерию, куда она готова добираться через пустошь разрушенного города под ежесекундной угрозой смерти. Как уже говорилось, Самира смертельно больна, и поход в любимую пиццерию стал единственной причиной, почему она решила выбраться на Манхэттен вместе с другими обитателями хосписа в начале истории. Эта идея фикс не покидала ее ни на секунду, и она настойчиво шла к цели, по пути натыкаясь на сцены расправ существ над людьми и фонтаны крови (немного напоминает компьютерную игру).
В ходе "одиссеи" она знакомится с британцем Эриком (Джозеф Куинн из "Очень странных дел"), и они продолжают свой путь и борьбу вместе.
Особенности фильма "Тихое место. День первый" 2024
Стоит отметить, что Люпита Нионго в картине очень драматична и достоверна. Ее глаза переполнены ужасом и слезами при каждом наведении камеры на ее лицо крупным планом. Она искренне привязана к своему питомцу и воспоминаниям о прошлом, где был папа, джазовый музыкант, и счастливое детство. Ее сложный характер оказывается очень стойким в экстремальных условиях. Именно с ней зритель исследует постапокалиптический Нью-Йорк В фильме есть напряжение, много неожиданностей, хорошая динамика.
Но чего-то все-таки, сильно не хватает: глубины истории, деталей и мотивации. Зритель ждет от приквела больше разъяснительного материала и объяснения причинно-следственных связей. А мы просто бегаем по "Большому Яблоку" вместе с главной героиней, не особенно понимая, к чему это все приведет, очень волнуемся за кота. А еще периодически нам читают стихи в то время, как хотелось бы более раскрытого сюжета и подробностей обстоятельств, погрузивших мир в хаос. Вместо этого авторы картины погружают нас в характер героини и ее особенности.
Мы хотим узнать больше о монстрах, угрожающих планете, но вынуждены наблюдать за трансформациями внутри Самиры, чья разбитая жизнь во многом похожа на все то, что приключилось с Нью-Йорком. Они оба (город и и героиня) мощные, жизнелюбивые и творческие, но были разрушены под влиянием страшных внешних событий.
Контрастом главное героини выступает Эрик, который "очень хочет жить" и насмерть напуган происходящим. До встречи с Самирой он прятался в коллекторе метро, заполненном водой и был парализован страхом. Но встреча с умирающей поэтессой вернула его к жизни и наполнила смыслами. Именно через малочисленные диалоги с Эриком и его дружеские порывы к Самире, зрителю раскрывают характер последней.
Другим словами, в картине акценты расставлены неожиданно и местами неуместно. Наше внимание акцентируют на том, что в условиях наступления конца света кажется неважным, и не дают тревожиться в нужном направлении. От этого и ощущается постоянный дискомфорт.
Хотя, возможно, в этом и был замысел Сарноски, ведь доказано, что драмы ему удаются хорошо.
Оценка автора материала — 6 из 10. Поклонники жанра не будут разочарованы: высокая динамика событий, качественные монстры, постоянное молчание ради сохранения жизней — все главные коды франшиза здесь сохранены, но автору фильма хочется пожелать вернуться к съемкам драм и оставить жанр научной фантастики тем, у кого, все-таки, получается лучше.
Ранее Фокус писал рецензию на фильм "Байкеры" с Томом Харди.