Во сне и на лету. Зачем МАУ начал продажу билетов без багажа

Фото: kievvlast.com.ua
Фото: kievvlast.com.ua

Фокус выяснил, почему крупнейший авиаперевозчик страны стремится стать лоукостом и как это скажется на пассажирах

Related video

С 15 февраля Международные Авиалинии Украины (МАУ) вводят новый тариф – без перевоза оплаченного места багажа, только с ручной кладью весом до 7 кг в салоне самолета. Такие тарифы – обычное явление в Европе. К примеру, европейские лоукосты Ryanair, WizzAir и Easyjet берут 25–40 евро за место багажа в зависимости от веса и сезона. Необходимость конкурировать с бюджетными перевозчиками вынуждает вводить суперэкономичные тарифы и сетевых перевозчиков. Так, уже несколько лет тарифы без включенного багажа предлагают Lufthansa, British Airways и KLM.

Для украинских перевозчиков этот способ удешевления билетов пока недоступен. Действующие Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа требуют от авиакомпаний сразу включать в цену билетов оплату за перевоз одного места багажа весом не менее 23 кг либо багажа весом не менее 15 кг без ограничения числа мест. Это требование чиновников много лет вызывало возражения у лоукоста "ВиззЭйр Украина", однако украинская дочка венгерской Wizzair была вынуждена включать в цену билетов багаж.

Компания МАУ решила ввести тарифы без багажа "волевым" решением, не дожидаясь изменения авиационных правил. Билеты по экспериментальному тарифу без включенного багажа можно приобрести на перелеты между Киевом и Вильнюсом, а также Киевом, Харьковом, Львовом, Днепропетровском, Одессой и Тель-Авивом. В марте перелет с одной лишь ручной кладью в одну сторону обойдется дешевле на $15-30, чем самый дешевый билет с включенным багажом. Как и у лоукостеров, новый тариф МАУ предполагает возможность докупить услугу перевоза багажа по $15 в одну сторону за место уже после приобретения пассажирского билета.

Игра на понижение

Падение платежеспособности украинцев и необходимость конкурировать с европейскими авиалиниями заставило МАУ значительно снизить цены на перевозки в последние годы. Так, согласно данным Tickets.ua, средний тариф МАУ на международные маршруты сократился с $275 в 2013-м до $160 в 2015 году, а на внутренних перелетах со $158 до $65 соответственно. В этом году ценовая конкуренция станет еще более жесткой. У авиакомпаний ЕС сейчас заканчиваются поставки топлива, купленного по длинным фьючерсам еще в период высоких цен на нефть, и перевозчики наконец начнут ощущать понижение цен на топливо. По прогнозам CEO RyanAir Майкла О`Лири, в этом году цена на билеты у главного дискаунтера Европы упадет как минимум на 4%.

Европейские лоукосты Ryanair, WizzAir и Easyjet берут 25–40 евро за место багажа в зависимости от веса и сезона

Совладелец МАУ Арон Майберг в прошлом году заявлял о намерении сделать МАУ первой низкотарифной сетевой авиакомпанией в мире. "Введение тарифов без багажа – это очередной шаг МАУ по созданию гибридной модели, совмещающей элементы сетевого перевозчика и лоукостера. На линии Вильнюс – Киев МАУ "копирует" структуру тарифов WizzAir: базовый дешевый тариф и более дорогой тариф, который включает норму бесплатного провоза багажа", – поясняет транспортный эксперт Сергей Хижняк.

Выбор для экспериментального тарифа маршрута Киев — Вильнюс выглядит логичным. В Прибалтику летает много бизнесменов, которые обычно уезжают из дома на день-два, и поэтому путешествуют без багажа. К тому же на этой линии МАУ вынуждена жестко конкурировать с WizzAir и AirBaltic, поэтому предлагает экстремально низкие цены на перелет. К примеру, самый дешевый билет без багажа на март по маршруту Киев — Вильнюс и обратно, который удалось найти Фокусу у МАУ, стоил $64, а у WizzAir – $51 (без членства в WIZZ Discount Club). Однако на некоторые даты ценовое предложение МАУ оказалось даже выгоднее.

А вот по какой причине для эксперимента был выбран Израиль, куда большинство людей летает с багажом, неясно. По словам владельца компании Friendly avia support Александра Ланецкого, это косвенно указывает на то, что введение новых тарифов преследует скорее имиджевую цель, чем задачу удешевить билеты. "Люди помнят, что несколько лет назад МАУ была "дорогим" перевозчиком в противовес "дешевому" WizzAir. Вот МАУ и пытается им объяснить, что сегодня все изменилось", — говорит он.

Есть странности и в самой структуре тарифов. Как уже отмечалось, на некоторых рейсах дискаунт за покупку билета без багажа составляет до $30 при доплате за багаж $15. Поэтому пассажиру оказывается выгоднее купить билет без багажа и доплатить за багаж, чем сразу покупать билет с включенным багажом. Этот факт позволяет предположить, что нынешние экспериментальные тарифы МАУ носят преимущественно рекламный характер, и после перехода компании на продажу билетов без багажа по всем направлениям вырастут либо цены на билеты без включенного багажа, либо доплата за багаж.

Всем запретам вопреки

Самое любопытное с "экспериментальными" тарифами – это их юридическое соответствие действующим правилам воздушных перевозок. В МАУ считают, что установленных норм они не нарушают, так как предлагают тарифы лишь с ручной кладью как один из многих вариантов, а остальные тарифы включают в себя бесплатный багаж.

В Мининфраструктуре Фокусу сообщили, что само по себе появление у авиакомпании тарифа, не включающего перевозку багажа, действующих правил не нарушает. Но если пассажир, купивший по этому тарифу билет, обратится с просьбой зарегистрировать на рейс бесплатно багаж, а ему в этом откажут – тогда уже можно будет говорить о нарушении.

Fullscreen

Неоднозначная правовая ситуация с новыми тарифами МАУ наверняка заставит чиновников поскорее принять новую версию Правил воздушных перевозок

Партнер юридической фирмы "Анте" Андрей Гук, который в свое время представлял интересы компании "АтласДжет Украина" в ее многочисленных спорах с Госавиаслужбой и МАУ, в своих оценках законности экспериментальных тарифов МАУ куда более категоричен. "Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа однозначно предусматривают обязанность перевозчика установить норму бесплатной перевозки зарегистрированного багажа. Без каких-либо вариантов. Поэтому тариф перевозчика без установленной нормы бесплатного зарегистрированного багажа должен признаваться незаконным", – уверен он.

Гук поясняет, что пожелание отменить не соответствующую международным практикам норму поддерживают все без исключения украинские перевозчики. И это пожелание неоднократно озвучивалось как представителями МАУ, так и "Атлас Джет Украина" во время общественных слушаний, посвященных обсуждению принятия новых правил воздушных перевозок. Гук считает, что пока новый документ не принят, введение МАУ в "явочном порядке" тарифов без включенного багажа нарушает принципы честной конкуренции с законопослушными украинскими авиакомпаниями.

Неоднозначная правовая ситуация с новыми тарифами МАУ наверняка заставит чиновников поскорее принять новую версию Правил воздушных перевозок. Тогда новым конкурентным преимуществом смогут легально пользоваться все без исключения украинские авиакомпании.