Большая приватизация. Сумеет ли Лешек Бальцерович продать украинские госпредприятия
Фокус выяснил, какие шансы у реформатора из Польши на успешное проведение приватизации украинских госпредприятий и что ему может помешать
Новоназначенный представитель президента Петра Порошенко в Кабмине Лешек Бальцерович, который раньше занимал должность министра финансов в Польше, заявил о необходимости приватизации украинских госпредприятий. По его словам, в Украине насчитывается около полутора тысяч госконцернов, и "большинство из них вообще не работают или работают не очень хорошо".
До Бальцеровича вопрос необходимости приватизации объектов поднимался не один раз, и особенно настаивал на его решении экс-премьер Арсений Яценюк.
Фокус поговорил с экспертами о том, нужна ли Украине приватизация гособъектов, получится ли у польского реформатора ее провести и с какими трудностями он столкнется.
заместитель главы Всеукраинского Аграрного Совета, партнер "Кесарев Консалтинг"
— Большинство наших госпредприятий убыточные, несмотря на то, что у многих из них есть интересные активы. Как, например, может быть убыточным Укрспирт, если это предприятие-монополист? Причины очевидны: либо неэффективный менеджмент, либо воровство, либо и то и другое. Я как налогоплательщик не заинтересован в том, чтобы оплачивать убытки таких предприятий. Мне выгодно, чтобы их продали, о чем и говорит Бальцерович.
Существуют два вида преград, которые могут помешать приватизации этих объектов. Во-первых, в большинстве случаев в руководство госпредприятий люди не попадают просто так, их кто-то туда назначает или помогает назначить. Им выгодно, чтобы объекты оставались государственными, а их ставленники продолжали там работать.
"Большинство госпредприятий убыточные, несмотря на то, что у многих из них есть интересные активы"
Во-вторых, есть объективные трудности, которые могут помешать приватизации. Например, в аграрной сфере существует много предприятий, у которых не до конца оформлены документы на землю, строения, имущество и так далее. Что они будут показывать инвестору? За счет этих трудностей можно долго тормозить приватизацию. Чтобы этого не случилось, нужно придумать законодательный механизм продажи таких предприятий с неоформленными документами — например, разрешить передавать новым собственникам безусловное право на оформление соответствующих объектов.
Здесь возникает еще один момент. В ситуации, когда документы не оформлены, сделка для потенциального покупателя не выглядит прозрачной. То есть преимущество в покупке получат те, кто уже находится внутри объекта. Но мне кажется, что даже это — меньшее зло, чем продолжение нынешней ситуации.
глава бюджетного комитета Общественного совета при Министерстве финансов
— Конечно, я поддерживаю инициативу приватизации гособъектов. Они ведь притягивают к себе коррупционеров. Люди идут во власть, чтобы занять должности на госпредприятиях и перенаправлять денежные потоки в свои карманы. Эти структуры буквально кормят коррупцию в нашей стране.
Бальцерович, если соберется воплощать свою идею в жизнь, столкнется с теми же трудностями, из-за которых приватизацию не провели раньше. Во-первых, Верховная Рада по своим причинам не голосует за вывод части госпредприятий из списка не подлежащих приватизации. Во-вторых, в Украине очень сложные механизмы передачи объектов из министерских ведомств в Фонд госимущества, проведения корпоративизации, приватизации и продажи. Этот процесс может длиться годами, и для начала нужно эти механизмы упростить. Кроме того, нужно быть готовыми к тому, что коррупционеры просто так не сдадутся и будут обжаловать приватизацию в судах. Сложно сказать, справится ли со всем этим Бальцерович, но если справится, я буду очень рад.
старший экономист Центра социально-экономических исследований "CASE Украина"
— Все возражения против приватизации не выдерживают критики. Когда такой объект управляется государством, фактически это означает, что все его убытки покрывают налогоплательщики, а прибыли уходят тем, кто его контролирует.
"Людям нужно объяснить, что приватизация делается в их интересах, а не, как обычно, в интересах олигархов"
В Украине нет госпредприятий, которые реально работали бы на государство. Первое, что делают любые правители в нашей стране, — ставят контролировать финансовые потоки таких объектов своих людей. То есть держать эти предприятия в госсобственности невыгодно. Выгодно — продать их и выкупить за эти деньги часть наших долговых обязательств, что снизит нагрузку на бюджет.
Конечно, многие начнут кричать, что сейчас не лучшее время для продажи этих предприятий. Конечно, сейчас наши госпредприятия стоят меньше, чем будут стоить, когда в стране наступит стабильность, экономический рост, не будет российской агрессии. Но когда это будет — неизвестно, а деньги нужны сейчас. Укртелеком, например, в итоге продали за цену, которая была в несколько раз меньше той, которая называлась в "нелучшие времена".
- Читайте также: Продать Родине. Как ProZorro борется с коррупцией и кто уже успел заработать на системе
Удастся ли провести приватизацию — зависит от того, насколько сильной будет политическая воля и насколько она будет подкреплена общественным мнением. То есть людям нужно объяснить, что это делается в их интересах, а не, как обычно, в интересах олигархов. Конечно, в любом случае Бальцерович встретит сопротивление от тех, кто контролирует денежные потоки госпредприятий. Надеюсь, что кроме такого деструктивного сопротивления будет и конструктивная критика, что гражданские организации и политики станут следить за тем, чтобы предприятия были проданы прозрачно и не достались кому-то "по договорняку".