Продать Родине. Как ProZorro борется с коррупцией и кто уже успел заработать на системе
Все закупки центральными органами власти теперь должны проводиться через электронную систему госзакупок ProZorro. Фокус выяснял, насколько уменьшилась коррупция в гостендерах и кто уже заработал на ProZorro
Объявить тендер ночью и завершить утром, чтобы "чужие" не успели подать заявки. Или просто выделить на их прием 2–3 часа. Дисквалифицировать победителя с хорошей ценой по надуманному поводу. Или не отвечать на его звонки, а потом объявить, что он вовремя не представил необходимые документы.
За более чем год работы системы электронных государственных закупок (см. Что такое ProZorro) в добровольном для госструктур режиме многие чиновники по накатанным ранее схемам отдавали госзаказы "нужному" поставщику по "нужной" стоимости товаров и услуг. Хотя часть тендеров они все же показательно перевели в электронный формат. Правда, благодаря новой системе тендерные "схемы" оказывались на виду у предпринимателей, общественных активистов и медиа, и "схемщикам" часто приходилось давать задний ход.
С началом политического кризиса возникли опасения, что полноценное внедрение нового формата гостендеров, запланированное на 1 апреля, заблокируют, ведь противников электронных торгов во власти и бизнесе предостаточно: ProZorro лишает чиновников откатов, а предпринимателей, приближенных к власти, — многомиллионных доходов.
Подавший в отставку министр экономического развития Айварас Абромавичус одним из своих главных достижений назвал именно внедрение прозрачных госзакупок. Но было неясно, как к ним отнесется его преемник. Ведь даже если бы он и не отказался от идеи ProZorro как таковой, он мог бы отложить ее полноценный запуск, чтобы "изучить все нюансы": такое часто случается в украинской политике.
Кабмин Арсения Яценюка все же "дотянул" до 1 апреля, и госзакупки де-факто перевели в электронный формат (см. Что меняется в ProZorro с 1 апреля). Впрочем, команда ProZorro не считает, что политические риски для работы системы исчезли. "Если вернется условный "Янукович", то можно и работу системы остановить, и законы поменять, и команду сменить", — говорит Николай Жандоров, член набсовета ProZorro и руководитель одной из подключенных к системе площадок — Zakupki.Prom.ua.
Что такое ProZorro
Это система электронных государственных закупок, которую в начале 2015 года запустила группа активистов под эгидой украинского отделения международной организации Transparency International. Вскоре ProZorro должна окончательно перейти на баланс Министерства экономического развития. Технически это база данных, доступ к которой предоставляют специальные площадки. В настоящее время их восемь: www.dzo.com.ua/, smarttender.biz/, zakupki.prom.ua/, www.aps-tender.com/, public-bid. com.ua/, newtend.com/, www.e-tender.biz/, privatmarket.ua/ Присоединиться к их числу может любая компания, разработавшая соответствующую программу.
Украинская новация состоит в том, что площадки свободно конкурируют друг с другом, наперебой привлекая предпринимателей к госзакупкам: запускают интернет-рекламу привлекательных тендеров, информируют о тендерах клиентов из своей базы с помощью рассылок и кол-центров. Благодаря такой конкуренции отечественная система электронных государственных закупок была признана на ІТ-форумах одной из лучших в мире.
Процесс электронных торгов происходит так: государственный закупщик товаров и услуг регистрируется на одной из площадок и бесплатно размещает объявление о тендере. Предприниматели-поставщики, зарегистрированные на одной из площадок системы ProZorro, платят за подачу заявок определенную сумму — от 17 грн по тендерам, где стоимость закупок не превышает 20 тыс. грн, до 1700 грн при стоимости закупок от 1 млн. Потом в режиме онлайн проходит аукцион на понижение цены и определяется победитель, после чего все подробности торгов попадают в публичный доступ.
На чистую воду
Руководитель компании "Робин Фрут" Александр Бродский — довольно публичная личность. В Facebook у него почти 2 тыс. друзей и подписчиков. Уже более полугода он принимает участие в торгах по закупке овощей и фруктов через систему ProZorro и обо всех своих впечатлениях от новой системы госзакупок рассказывает на своей страничке в Facebook, в том числе, если подозревает, что заказчик торгов хочет его незаконно отсеять. Публичность, как правило, помогает ему победить и в таких, трудных, тендерах. Например, в январе госзакупщик — ирпенский детский специализированный санаторий "Орлятко" не принял у Бродского документы, несмотря на победу его компании в тендере через ProZorro на поставку фруктов и овощей на 240 тыс. грн. Он предполагал, что санаторий изначально намеревался отдать заказ единственному конкуренту Бродского. "Орлятко" объявил повторный тендер, а предприниматель написал о странном поведении закупщика в Facebook. В результате Бродский победил: он считает, что при таком внимании общественности дирекция "Орлятко" не решилась настаивать на своем.
Еще один показательный пример, когда ProZorro позволяет вывести на чистую воду схемщиков и наказывать их, — тендер, проведенный через ProZorro 26 ноября 2015 года Юго-Западной железной дорогой, которая решила купить редуктор для локомотива. Предприятие начало прием заявок в 17:00, а завершило в 8 утра. Это типичная схема, которая часто используется госструктурами, чтобы не дать возможности никому из независимых поставщиков успеть сориентироваться и подать свое выгодное предложение. Впрочем, в этом случае организаторы схемы все же были наказаны: ситуацию предал публичности куратор ProZorro, замминистра экономического развития и торговли Максим Нефьодов. И в начале марта был уволен признанный виновным в нарушении тендерного законодательства начальник моторвагонного депо Фастов-1, а его руководителю, руководителю службы материально-технического обеспечения железной дороги, выписали выговор.
Если в истории с покупкой редуктора торжество справедливости было скорее удачей, чем закономерностью, то с 1 апреля контроль качества тендеров будет закреплен юридически. Для этого под ProZorro создали специальный Орган обжалования. До сих пор его решения носили характер рекомендаций, но некоторые участники торгов активно пользовались и этой возможностью. На данный момент таких жалоб набралось уже более 700, из них рассмотрено почти 400 (см. На что жалуетесь?). Правда, больше половины из них были отклонены, иногда с формулировкой "советуем заявителю внимательнее читать условия торгов". Остальные жалобы были либо удовлетворены с рекомендацией заказчику изменить свое решение, либо же их рассмотрение было прекращено, поскольку заказчик "исправился".
При этом уже сама рекомендация Органа обжалования, как правило, влияла на госзаказчиков. Например, киевская компания-поставщик садовых и электроинструментов "Роботун ПРО" через систему ProZorro приняла участие в 140 тендерах и в более чем трети из них стала победителем, при этом результаты около 20 торгов обжаловала. "Где-то по 80% проблемных торгов наши жалобы были удовлетворены", — отмечает основатель компании Вадим Стадник. Предприниматель не припоминает случаев, чтобы кто-то из закупщиков не учел рекомендаций Органа обжалования.
В "Роботун ПРО" отмечают, что подать жалобу очень просто: на многих площадках, которые дают доступ к ProZorro, это можно сделать прямо в меню тендера, в один клик. Система сразу же отправляет письмо с вашими претензиями госструктуре-закупщику.
Лучшее, конечно, впереди
На финансовых результатах компании Александра Бродского работа с ProZorro пока сказывается не особо — оборот не увеличился. "Тому виной два фактора: общий спад активности в коммерческом сегменте и коррупция при проведении торгов по старой системе, через "Вестник государственных закупок". У нас пять отклоненных заявок на общую сумму более 10 млн грн. Судимся, обжалуем", — говорит предприниматель. Поскольку до 1 апреля объем торгов в электронном формате был невелик, Бродский дополнительно не набирал персонал, который бы обслуживал торги через ProZorro. Сейчас планирует.
Вадим Стадник, напротив, рассказывает, что участие в электронных госзакупках вынудило внести коррективы в работу его компании. "Мы раньше чаще работали с конечными потребителями, а теперь переформатировались на госзакупки. Почти все безналичные продажи сейчас идут через ProZorro. Так намного дешевле искать клиентов: не нужно тратиться на рекламу, на продвижение", — объясняет бизнесмен. Обороты "Роботун ПРО" пока растут медленно: зимой спрос на его товары невысок. "Набрать заказы несложно, и научить персонал работать с системой тоже можно быстро: она очень простая. Но крупные тендеры, где суммы по полмиллиона гривен, мы пока финансово не можем потянуть", — констатирует Вадим Стадник, отмечая, что уже совсем скоро ожидает большего роста оборота компании.
Что меняется в ProZorro с 1 апреля
Раньше в электронном формате проводилось лишь около 4% гостендеров, а значит, влияние новой системы на экономику Украины было сравнительно небольшим. С 1 апреля вступают в силу новые правила госзакупок: система ProZorro становится обязательной для использования центральными органами власти и крупнейшими государственными компаниями. А с 1 августа на нее будут переведены все без исключения госструктуры. Кроме того, с 1 апреля заработали качественные критерии оценки закупаемых товаров или услуг. То есть победитель тендера определяется не только по цене, но и по другим характеристикам (например, гарантия, срок поставки, стоимость эксплуатации и т. п.). Решения специального Органа обжалования законности тендеров теперь стали обязательными для выполнения. Раньше предприниматели, недовольные результатами торгов, могли жаловаться в этот орган, но его решения носили исключительно рекомендательный характер.
Новый бизнес
Конкуренция на электронных торгах возникает не сама собой. Подключенные к ProZorro площадки вкладывают большие средства в то, чтобы поставщики подавали заявки именно через их ресурс. Алексей Стародубов, сооснователь подключенной к ProZorro площадки Newtend, рассказывает, что при этом эффективны все маркетинговые инструменты: колцентры, обучающие семинары, адресные интернет-рассылки и реклама конкретных тендеров. Его площадка за день привлекает не менее 80–100 поставщиков товаров и услуг, но при этом расходует около 150 тыс. грн в месяц. "Эта сумма продиктована не конкуренцией — как таковой жесткой конкуренции все еще нет, несмотря на увеличение количества электронных площадок под ProZorro с 6 до 8. Расходы продиктованы необходимостью формирования рынка электронных торгов", — объясняет Алексей Стародубов.
По его словам, большая часть клиентов — постоянные, на его площадке этот показатель составляет 95%. "В основном те компании, которые готовы поставлять заказанный товар или предоставлять услуги, продолжают работать с ProZorro на постоянной основе. Уходят только случайные поставщики, кто понадеялся на авось: выиграю тендер — хорошо, проиграю — ну и ничего", — объясняет руководитель Newtend.
О рентабельности нового бизнеса владельцы площадок пока не готовы говорить. "С апреля, когда начнутся действительно большие государственные заказы, мы уже точно сможем определить окупаемость площадки", — допускает Алексей Стародубов.
Планируется, что ProZorro постоянно будет обновляться, создавая новые возможности для пользователей. К примеру, 1 апреля, когда система перешла на обслуживание больших объемов торгов, все электронные площадки закрылись для планового технического обновления.
Куда идут деньги
Фокус поинтересовался, куда идут государственные средства, сэкономленные благодаря ProZorro. В Министерстве экономразвития объяснили, что в случае так называемых допороговых закупок (преимущественно с суммами до 200 тыс. грн для товаров и услуг и до 1,5 млн грн для работ), которые проводить в ProZorro не обязательно, госорганы могут использовать сэкономленные средства на другие закупки. Например, Киевская облгосадминистрация в прошлом году запланировала покупку 11 школьных автобусов на выделенные Кабмином 12,2 млн грн. Но высокая конкуренция во время электронных торгов сбила цену, и ОГА смогла купить 14 автобусов. В других случаях сэкономленные на больших закупках госсредства использовались на другие бюджетные нужды.
Нажмите для увеличения
Инфографика: Елизавета Букреева
Место для "распила"
"Мы с нетерпением ждем полноценного запуска ProZorro, чтобы увидеть, что еще придумают нечестные чиновники", — делится ожиданиями Алексей Шалайский, руководитель проекта "Наші гроші", долгие годы занимающегося контролем госзакупок. Он уверен, что благодаря электронным торгам коррупции в государственных тендерах станет меньше, но совсем она не исчезнет. Например, в Грузии, которая перевела гостендеры в электронный формат с 2012 года, злоупотребления перекочевали из процедуры закупок на этап исполнения заказов. К примеру, победитель торгов за определенное вознаграждение договаривается с чиновником госоргана-заказчика, что привезет меньше товара или худшего качества.
Расследования проекта "Наші гроші" показывают, что и через ProZorro время от времени проходят сомнительные с точки зрения результата гостендеры. В частности, Министерство обороны 1 марта провело электронные торги в системе ProZorro, по результатам которых заключило до конца года соглашения на услуги по питанию для военных на 2,2 млрд грн. Среди подписантов оказались компании, которые предложили не наиболее низкие цены. Самые дешевые предложения на сумму 1,61 млрд грн подали 5 фирм. Но впоследствии они отказались от участия в переговорной процедуре, а за ними — еще по 5–17 участников. Отказчики мотивировали свое решение изменением тарифов на энергоносители, невозможностью предоставить услуги по такой цене или вообще не давали объяснений. Следовательно, делают вывод "Наші гроші", сделки были заключены с фирмами, чьи предложения в целом были на 610 млн грн дороже самых дешевых.
"Мы думаем, что у нас теперь новости будут не только о "зрадах", но и о "перемогах". "Наші гроші" будут пытаться сравнивать разные торги. Ведь когда говорят, что ProZorro сэкономила много денег, то часто это не валидный показатель", — объясняет Алексей Шалайский. Некоторые госпредприятия могут сознательно завышать ожидаемую сумму закупки, чтобы показать большую экономию даже в непрозрачных торгах, а значит, надо сравнивать похожие закупки в разных регионах и ведомствах. В любом случае, с введением ProZorro контролеры госзакупок не собираются сворачивать свой проект — схемщиков в госзакупках по-прежнему много.