Посол Великобритании в Украине Ли Тернер не прочь написать роман о здешних перипетиях
Новый посол Великобритании в Украине Ли Тернер – о британской вере в украинское евроатлантическое будущее, радостях и бедах иностранного инвестора и о том, что украинская реальность наверняка ляжет в основу его нового романа
Журналистов Фокуса посол Ли Тернер вышел встречать лично, несмотря на то, что мы пришли раньше назначенного времени. В отличие от хмурого соотечественника – охранника у ворот резиденции, на лице посла сияла гостеприимная улыбка. "Наш садовник – настоящий фанат своего дела", – с гордостью заметил он, устроив для нас небольшую экскурсию по саду вдоль большого, подстриженного "под гольф" газона. На вопрос о том, не увлекается ли он игрой аристократов, последовал короткий ответ: "Нет". По винтовой лестнице мы поднялись в дом. Судя по стоящему там столу для настольного тенниса, новому послу по душе более демократичные виды спорта. Напротив на стене висел известный с советских времен плакат, на котором молодой человек в костюме категорически отказывается от водки. Как оказалось, плакат Ли Тернеру подарил друг из России. "Уверен, что у вас есть собственное мнение по поводу того, насколько такое поведение было типично в советское время", – с улыбкой комментирует посол. Сам он, по его словам, отдает предпочтение пиву, но подарок из России захватил с собой.
Ли Тернеру 50 лет, он женат на Памеле Мейджор. В семье растут сын и дочь.
Ли Тернер приехал в Украину впервые. Несмотря на то, что с 1992-ю по 1995-й работал первым секретарем по экономическим вопросам в британском посольстве в Москве. Однако за эти годы возможность побывать в Украине у него так и не появилась.
В самом начале нашего разговора Ли Тернер дипломатично замечает, что Европа крайне заинтересована в том, чтобы Украина стала своеобразным примером для других стран в регионе, очевидно, подразумевая в первую очередь своенравного северного соседа. Но при этом подчеркивает: свободная пресса и евроатлантические устремления – хорошо, однако кризис и физическое противостояние в парламенте очков Украине не добавляет.
– Господин посол, на завершившейся недавно Ялтинской конференции (YES) экс-президент Леонид Кучма так прокомментировал планы Украины относительно ЕС и НАТО: "Я уже неоднократно говорил, что слабых нигде не любят. Нам не с чем идти в Европу". Выходит, у европейских политиков веры в Украину больше, чем у некоторых, пусть и отставных, украинских чиновников?
– Мне посчастливилось быть участником YES, и я с интересом послушал, что говорил господин Кучма и другие участники конференции. Позиция Британии по этим двум вопросам предельно ясна. Во-первых, мы поддерживаем желание Украины вступить в НАТО. Нас порадовали результаты Бухарестского саммита, на котором союзники Альянса подтвердили, что Украина станет членом НАТО. Во-вторых, мы убеждены, что двери в ЕС для Украины должны оставаться открытыми. Украина – европейская страна, и как только она достигнет всех критериев членства в ЕС, она должна стать его полноправным членом. Главная задача для Украины – продолжать реформы, необходимые для того, чтобы вывести интеграцию с европейскими странами на качественно новый уровень. Это не та работа, которую можно проделать до завтра. Это займет не один год и потребует немало согласованных усилий всех политических сил в стране.
– Недавний визит в Украину канцлера Германии Ангелы Меркель так и не дал четкого ответа на вопрос о сроках присоединения Украины к ПДЧ. Что поможет убедить Германию и Францию изменить свое мнение по этому поводу в декабре?
– Думаю, этот вопрос лучше адресовать им. Но и Украина может многое сделать: продолжить экономические и политические реформы, борьбу с коррупцией, реформировать секторы обороны и безопасности, модернизировать Вооруженные силы и улучшить демократический контроль над ними, сделать их более эффективными и доступными. С другой стороны, Украина уже не первый раз проводит черноморские учения "Си Бриз" совместно с вооруженными силами НАТО. В этих учениях также задействован британский корабль Королевского вспомогательного флота и группа водолазов.
Германия и Франция – не единственные скептики в вопросе евроатлантической интеграции Украины. Особенно бурное негодование натовское будущее вызывает у населения южных и восточных областей Украины. Но репутация Альянса оставляет желать лучшего и в других странах – именно поэтому руководство НАТО хочет реформировать структуру, что позволит делать упор не на военных операциях, а на превентивном сосредоточении экспедиционного корпуса в горячих точках. В то же время все чаще можно услышать критику самой масштабной операции Альянса – в Афганистане. За последние два месяца партизанская война талибов унесла больше жизней, чем в Ираке. На этом фоне заявление премьер-министра Гордона Брауна об увеличении контингента британских войск в Афганистане вызывает вопрос о том, насколько оправданна избранная тактика.
– С 2001 года в этой стране наблюдается прогресс во многих сферах: значительно снизилась детская смертность, в школах сегодня учится около 5,4 миллиона детей, 1,5 миллиона из них – девочки. В 2002 году медицинские услуги были доступны лишь 9% населения, а сегодня уже 82%. Более 4,8 миллиона афганцев вернулись в страну, в основном из Пакистана и Ирана. Думаю, до 2001-го таких программ в Афганистане не было. В школах вы бы не встретили практически ни одной девочки. Этот прогресс напрямую связан со стабильностью, демократической властью, но также и с тем фактом, что в стране присутствует международный миротворческий контингент. К сожалению, иногда претворять в жизнь гуманитарные проекты без поддержки со стороны военных попросту невозможно.
– Давайте от дел военных перейдем к экономическим. Насколько привлекательна сегодня Украина для британского инвестора?
– За последние годы в Украине произошел впечатляющий экономический рост, и это вызвало большой интерес у британских инвесторов. Однако я должен быть с вами честен. Украинский рынок – непростой рынок для всех иностранных компаний. Естественно, ко мне как послу обращаются британские компании. Некоторые из них жалуются на сложности с бюрократией, на задержки выплат, на недостаточную уверенность в судебной системе. С одной стороны, часто говорят, что большие прибыли сопряжены с большими рисками. С другой стороны, думаю, важно, чтобы Украина постаралась создать у себя стабильное инвестиционное поле. Люди, ответственные за решения на национальном, региональном, местном уровнях, должны сделать все, чтобы Украина оставалась привлекательной для инвестиций.
Среди компаний, которые готовы рисковать, – Shell, Regal Petroleum, Cadogan Petroleum. TNK BP строит заправочные станции под брэндом ВР, первая из них открылась в Киеве в июне. В борьбе за иностранного инвестора посол советует помнить, что Украина – не единственная страна, которая старается привлечь к себе иностранный капитал, и ей приходится конкурировать в этой сфере с Польшей, Венгрией, Россией, Китаем, Индией и США. К примеру, Великобритания остается самым крупным западным инвестором в России. В прошлом году Туманный Альбион экспортировал в эту страну продукции на 3,9 миллиарда фунтов, а доля России в IPO в Лондонском Сити составляет около 30%. Что касается прямых иностранных инвестиций Британии в Украину, то из общего числа в 8,303 млрд. долларов ее доля составила 412 млн., то есть около 5%.
Экономика – не единственная сфера, в которой Британия готова активно сотрудничать с Украиной. В ходе майского визита Виктора Ющенко в Лондон была достигнута договоренность о том, что Британия окажет Украине техническую помощь в сфере безопасности во время проведения Евро-2012.
– В 2012 году в Лондоне пройдут Олимпийские игры, а в Польше и Украине – чемпионат Европы по футболу. Это будет фантастический год спорта для всей Европы, – рассказывает Ли Тернер. – Мы намерены максимально помочь Украине и Польше в организации мероприятий, связанных с чемпионатом. Эксперты по вопросам безопасности спортивных мероприятий уже были в Украине. Мы также предложили украинской делегации осенью посетить Великобританию, чтобы увидеть, как британская полиция работает на футбольных матчах для обеспечения безопасности на стадионах, и узнать, как правильно руководить движением футбольной публики во избежание проблем. Я надеюсь, что Украина успешно проведет этот чемпионат. Потому что я бы и сам хотел посмотреть футбол (улыбается).
– А вы – футбольный болельщик?
– Да!
– Есть любимая команда?
– Я много лет прожил в Манчестере, но даже если бы я жил в другом месте, думаю, все равно болел бы за "Манчестер Юнайтед".
– Может, есть любимый футболист?
– Думаю, любой, кто играет за "Манчестер", – это первоклассный футболист. Он по определению не может быть плохим игроком.
Дипломатическая карьера посла Ли Тернера имеет неожиданный перерыв длиной в четыре года. В 2002 году он ушел в неоплачиваемый отпуск, чтобы посвятить себя семье, детям и заняться творчеством. В течение четырех лет он писал романы и киносценарии, сотрудничал с газетами Financial Times и Boston Globe.
– Ваше решение весьма неординарно для человека, который много лет делал карьеру на дипломатической и чиновничьей службе.
– Все мы такие разные, и то, что подходит одному, может не устраивать другого. Мне очень повезло, ведь моя жена также занимает высокий ранг на дипломатической службе. В 2000-м мы обсуждали, кто следующий будет работать и какой будет эта работа. Тогда мы решили, что она пойдет работать на полную занятость, так, как работал последние несколько лет я. Для нее было бы лучше, если бы за детьми присматривал я, а не кто-то со стороны. Я подумал, что это для меня станет своего рода испытанием.
– Вы в этом преуспели?
– Да! На самом деле моя жена стала работать на той же должности в Британском посольстве в Берлине, которую до этого занимал я. Так что мой последний рабочий день стал первым рабочим днем для нее. Она, безусловно, преуспела. Я не могу сказать, насколько преуспел я (улыбается), но дети до сих пор выглядят счастливыми и пребывают в здравом рассудке.
– Будет ли снят фильм по какому-нибудь из ваших киносценариев?
– Я написал несколько романов, когда работал и присматривал за детьми. И мне повезло продать один из них кинокомпании в Германии, так что я мог гордиться тем, что получил за свое творчество гонорар. К сожалению, фильм пока не снят, но я стараюсь быть оптимистом. Самое приятное то, что даже если они не захотят снимать фильм, гонорар все равно останется у меня (улыбается).
– А о чем роман?
– То была комедия. Но у меня есть и парочка триллеров. Вполне возможно, что сложная и увлекательная работа британского посла в Украине даст мне идеи для написания в будущем новых книг.