Ринг под свастикой: во время войны бокс в Украине не только выжил, но и успешно развивался как бизнес
Во времена фашистской оккупации бокс в Украине не только выжил, но и успешно развивался как бизнес
Одной из неизвестных страниц украинского бокса является период немецкой оккупации Украины 1941–1944 гг. Мало кто знает, что в то тяжелое время одесские боксеры с подачи румын стали делить себя на профессионалов и любителей, заключать договоры на проведение того или иного боя, тщательно обговаривая финансовою сторону
В бой идут одни одесситы
"Спортивная жизнь в городе, особенно бокс, развиваются быстрыми темпами. Почему таким успехом пользуется бокс? Потому, что бокс есть самым красочным видом спорта", – писала в конце 1943 г. "Одесская газета". В проведении международных боксерских боев на коммерческой основе (а они давали значительную прибыль) были заинтересованы румынские власти и сами спортсмены. Кроме того, в городе была необходимая инфраструктура и, самое главное, в Одессе оставались известные в довоенное время боксеры. Из них 30 постоянно выходили на оккупационный ринг, размещенный в одесском цирке. Все это, умноженное на мощную рекламу в прессе, и дало такой эффект.
Первыми наиболее разрекламированными были четыре схватки в 1943 г. между Григорием Астремским и Юрием Натоптанным. Первый до начала войны провел 52 боя, из которых 44 выиграл (9 нокаутом), и был чемпионом Харькова в полусреднем весе, а второй в 1940 г. выиграл чемпионат Украины в полутяжелом весе и 5 раз становился чемпионом Одессы. Каждый выход этих спортсменов на ринг в период оккупации был настоящим праздником для местных болельщиков. Победив трижды своего оппонента, Натоптанный был признан сильнейшим боксером города.
В 1943 г. румынское руководство сообразило, что на этом можно делать деньги, и стало всячески способствовать развитию бокса в городе. Уже осенью в Южной Пальмире работало три боксерских клуба – "Буг" (тренер Астремский), "Атлетик" (тренер Натоптанный) и "Виктория" (тренер Олег Загоруйченко). Через год на основе слияния двух последних появился клуб боксеров-профессионалов "Ринг". Именно с этого времени одесских бойцов и стали делить на любителей и профи. Руководство "Ринга" было исключительно румынским, что давало возможность спортсменам безбедно существовать и тренироваться в идеальных условиях. Специально для них на одном из пляжей Аркадии оккупанты подготовили дом отдыха, где мастера кожаной перчатки в летний период проходили подготовительные сборы. Руководство также планировало приглашать в Одессу известных спортсменов из Германии и Румынии для проведения профессиональных боев.
В финансовом отношении клуб также был обеспечен надлежащим образом. Бюджет определялся в несколько десятков тысяч рейхсмарок (немалые по тем временам деньги), что давало возможность содержать на постоянной основе 12 боксеров-профессионалов. Жалование каждого из них составляло 800 рейхсмарок (8 тыс. рублей) плюс гонорары от проведенных ими боев, которые в зависимости от поединка составляли от 500 до 3 тыс. рейхсмарок.
Все это дает основание говорить, что в оккупированной Одессе, как это ни парадоксально звучит, начиналась история профессионального украинского бокса. Ведь, как известно, организационная структура бокса в СССР отвечала принципам любительского спорта. Кстати, первый договор о проведении коммерческого поединка между Натоптанным и чемпионом России 1940 г. в среднем весе Олегом Загоруйченко (в 1937 г. чемпион мира Марсель Тиль, проведя с ним показательный поединок, признал его самым талантливым боксером СССР) тоже был подписан в Южной Пальмире в ноябре 1943 года. За выход на одесский ринг
боксеры согласно подписанному контракту должны были получить по 3 тыс. рейхсмарок, что, даже несмотря на гиперинфляцию, считалось солидной сумой. Первый профи-бой, проведенный по международным профессиональным правилам (10 раундов по 3 мин.), состоялся 23 марта 1944 г. в Одесском цирке между румынским боксером Жаном Буанце и Загоруйченко. Победу нокаутом одержал украинец.
За родину, за деньги
В годы оккупации в городе кроме местных спортсменов было много иностранных любителей "кожаной перчатки". Они служили в Вермахте или же в союзных немцам войсках. Появляясь в Одессе, где их любимый вид спорта был очень популярен среди жителей, они не упускали возможности испытать свои силы в боях с украинскими боксерами. При этом двигали ими не политические убеждения, а исключительно спортивные, хотя стремление доказать "унтерменьшинствам" их отсталость и неспособность конкурировать с представителями арийской расы тоже было.
Украинские спортсмены, как правило, соглашались на такие бои в надежде улучшить свое финансовое положение. "Выходили мы на ринг в то тяжелое время с одной мыслью: заработать себе на пропитание, дома ведь голодные родственники ждали, – вспоминает участник тех событий, имеющий в своем активе две победы в 1944 г. над немецким офицером одессит Константин Прохорович. – Присутствовало и желание победить своего соперника и врага в одном лице".
Первый международный боксерский поединок в Одессе состоялся 9 декабря 1943 г. между популярным румынским боксером Дмитрием Иорданеску и Павлом Мариничем, который прибыл в город, чтобы показать мастер-класс местным бойцам, но споткнулся уже в первой схватке, еле сведя ее вничью. В целом таких боев с декабря 1943 г. по апрель 1944 г. в Одессе было проведено 16. В 7 из них победу праздновали украинцы (3 нокаутом), 5 выиграли оккупанты (2 нокаутом) и 4 встречи закончились с ничейным результатом.
Причем украинцы побеждали не последних у себя на родине спортсменов. Так, Иозеф Орлионт, побитый Борисом Стропусом, был чемпионом Югославии 1940–1941 г., Эмиль Берми, сведший вничью бой с Астремским, был победителем армейской олимпиады 1941 г. и кандидатом в сборную Берлина, Буаце, дважды проигравший нокаутом Загоруйченко, в своем послужном списке имел международный встречи во Франции, Германии, Италии, Польше и провел 267 боев, в большинстве из которых победил.
Все эти поединки носили исключительно товарищеский характер, и никто из украинцев после победных боев не был оккупантами арестован. Однако соответствующая реклама в прессе и международная политическая ситуация, связанная с ходом Второй мировой войны, придавала им определенный колорит, ведь на ринге, по сути, встречались представители враждующих сторон – поработители и порабощенные.
Галицкие контакты
С приходом немцев была возобновлена работа боксерских секций и в Западной Украине. Осенью 1941 г. одним из первых это сделало львовское спортивное общество "Украина". Но первые поединки из-за организационных проблем (отсутствия надлежащего инвентаря, помещений) состоялись лишь осенью 1942 года.
"Тяжелым было у нас начало организации бокса, – писали "Краківські вісті" в 1942 г. – Наконец, после долгих приготовлений, состоялись первые соревнования в Калуше между местной "Чайкой" и "Украиной". Эти встречи подстегнули коломыйский "Довбуш" открыть секции бокса и у себя. Так же поступили и станиславский "Черник", чортковская "Чайка" и тернопольское "Подолье".
Вскоре руководство Галичины организовало между спортивными обществами соревнования на первенство края. Но из-за отсутствия документов и свидетельств очевидцев узнать имена победителей этих соревнований уже не представляется возможным. Планировалось в 1943 году провести индивидуальный чемпионат Западной Украины. Турнир должен был пройти в ноябре в одном из львовских спортивных залов, но так и не состоялся.