Валерий Геец: "Сгорели триллионы долларов"

Экс-глава Совета Национального банка Украины Валерий Геец рассказал Фокусу о том, кто виноват в падении гривны и можно ли было спасти национальную валюту в условиях кризиса

Related video

Из-за чего все-таки упала гривна?
Проблема падения национальной валюты зарождалась еще в 2004 году. Все началось с выборов президента, когда был заложен политический цикл в экономической политике: экономические решения стали приниматься в угоду политическим мотивам. Первый пример – повышение пенсий. Намерения, конечно, были благими, но возможности им не соответствовали. Затем кредитная экспансия на территории страны, и колесо покатилось: за пять лет мы сами и породили это падение. Поэтому и Нацбанк, и коммерческие банки, и правительство, и президент – все, кто принимал решения эти пять лет, виноваты в том, что мы сейчас имеем.

Был ли у Нацбанка другой путь, кроме как опустить гривну?
Опускал гривну не только НБУ, опускал и рынок. И поскольку у ведущих игроков рынка нет доверия ни друг к другу, ни к Нацбанку, НБУ в такой ситуации оказался заложником. Я не защищаю Нацбанк – им была совершена масса ошибок, но в вопросе падения гривны он не все мог контролировать, на многое повлияла среда.

Насколько реально в нынешней ситуации то, о чем говорит Юлия Тимошенко – доллар по 6–6,5 грн.?
Мы не знаем, какие у нас валютные резервы и какие невозвраты экспортной выручки. Вот если невозвраты большие, а с резервами у нас все в порядке, тогда не исключено, что эта тенденция правильная. По всей видимости, у премьер-министра есть свои источники информации.

"В Украине, как декларируют, потенциально $40 млрд. резерва так что нам можно спокойно жить и многое планировать"

Если то, что задекларировано, но пока не подтверждено документально, правда, а именно: что в Украине около 8 млрд. долларов невозврата экспортной выручки и наши валютные резервы не сгорели в костре банковского кризиса США, – тогда я не вижу проблем. У нас есть потенциально 40 млрд. долларов резерва. С такими резервами можно спокойно жить и многое планировать. Но если ситуация иная, тогда это проблема.

Каков оптимальный выход для Украины из сложившейся экономической ситуации?
Немедленно остановить политический цикл в экономической политике. И начать нужно с политики. Все существующие сейчас проблемы в экономике можно решить, но любое решение начинается с доверия. Без доверия не будет развития.

Если говорить о рефинансировании коммерческих банков по согласованию с Кабмином, как того требует правительство, – насколько эта процедура оправданна и необходима, учитывая кризис доверия?
Эта процедура оправданна, но с точки зрения прозрачности и эффективности проблемна. В нынешних условиях очень важно, чтобы рефинансирование прежде всего использовалось для проектов. Но возникает вопрос: каких проектов и какова их эффективность? Тут необходима прозрачность и объективная оценка, чтобы деньги не использовались для того, от чего не будет отдачи.

Но помимо рефинансирования ради спасения банковской системы важно не забывать и о реальном секторе экономики. Не получив ресурсов, он провалится, и банки в конце концов тоже провалятся. Достаточно два-три раза провести процедуру рефинансирования непрозрачно и результат будет плачевный.

Что необходимо сделать новому главе Нацбанка, если г-н Стельмах все-таки будет уволен?
Он должен восстановить доверие. Люди не могут жить в условиях такого хаоса.

Как может развиваться ситуация с долларом дальше?
Согласно экспертным оценкам, курс должен быть 1,8 доллара за евро. И то, что мы сегодня наблюдаем, складывается из-за слишком больших потерь доллара. Эти огромные потери сделали его дефицитным – сгорели триллионы долларов. Но со временем доллар начнет падать. Это произойдет не так быстро, но предпосылки для этого есть: дефицитность будет ликвидирована, а монетарные власти США восстановят статус-кво мировой финансовой системы. Пока мы видим попытки спустить пар через ипотечный кризис, но вероятность кризиса доллара еще достаточно велика.