Мнение: Постбальзаковский возраст

Украинским женщинам нужно научиться стареть с достоинством. Но для этого необходимо искоренить возрастную дискриминацию в обществе

Если смотреть Би-би-си вперемешку с украинскими телеканалами, нельзя не заметить значительной разницы в выборе женщин-телеведущих. На британском канале работает много дам, перешагнувших 40-летний рубеж, которые не блещут особой красотой, но зато обладают харизмой и излучают уверенность. У нас же на экранах в основном молоденькие девушки кукольной внешности. А если и попадаются ветераны телеэфира, например в особо серьезных аналитических программах, то их гримируют так, чтобы никто не дал им больше 35. Возможно, руководители украинских телеканалов, делая такой отбор, опираются на какие-то исследования предпочтений телезрителей, но мне кажется, что причина кроется в определенной стигматизации женщин "в возрасте", которая касается не только телевидения, но и других сфер жизни, особенно тех, которые связаны с публичностью.

За время работы журналистом мне часто приходилось сталкиваться с нежеланием немолодых женщин фотографироваться для публикации – дескать, "я старая, плохо выгляжу, кто захочет на меня смотреть". Если же все-таки удавалось уговорить такую героиню позировать перед камерой, то обычно далее следовали истерики, связанные с выбором ракурса или необходимостью что-то подправить в фотошопе. Причем эти женщины, как правило, были успешными и вполне симпатичными. Просто стареть и выглядеть в соответствии с возрастом у нас считается неприличным.

Украинские женщины из девушек сразу превращаются в бабушек, минуя средний возраст. Дам среднего возраста у нас как бы не существует. Массовая культура не говорит им ничего о том, как они должны выглядеть, куда ходить и что носить. Пройдитесь по Крещатику или загляните в столичные торговые центры – много ли вы найдете магазинов одежды не для молодых? А сколько журналов, которые издают для них, вы можете назвать? В других странах воплощением стиля и примером для подражания у зрелых дам считается первая леди, но супруга нашего президента может служить разве что символом подавления и угнетения женщин.

Есть множество профессий, где существует негласное табу на женщин после 40, и к ним относится не только работа, связанная с телевидением или шоу-бизнесом. По моим наблюдениям, "молодежными" считаются профессии официантки, стюардессы, а также пресс-секретаря или переводчика – они требуют общения с людьми. И вроде бы не существует никаких объективных причин не принимать на такую работу зрелых женщин. Но их почему-то не берут.

Женщины-политики – отдельная тема. Среди них немало тех, кому за 40 и даже за 50, но они так сильно стараются выглядеть моложе, что их даже становится жаль. Глядя на выходы в свет этих дам на умопомрачительных каблуках, с глубокими декольте, в блестках и стразах (не говоря уже о некоторых любительницах кожаных шортов и ботфортов), кажется, что они позаимствовали гардероб у своих дочерей. 63-летняя Хиллари Клинтон и 55-летняя Кристин Лагард могут выглядеть стильно и при этом "не молодиться", но первые женщины украинской политики считают своим долгом молодеть с каждым годом. Может, вместо бесконечного "тюнинга" им бы следовало вкладывать больше сил и энергии в преодоление стереотипов о том, что стареющая женщина не может быть привлекательной?

Учитывая недавнее повышение возраста выхода на пенсию с 55 до 60 лет, украинским женщинам нужно будет дольше оставаться активными и успешными. Пора им заканчивать прятаться и бояться выходить на первый план.

Ольга Вальчишена, заместитель главного редактора Фокуса